Элементы логического мышления

Развитие логического мышления у дошкольников в совместной деятельности

Кабацкая Елена Анатольевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ ЦРР д/с № 487 «Полянка» г. Новосибирска

Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления.

Несомненно, очень важно развивать представления об окружающем мире, учить конкретным умениям: читать, считать, измерять, вычислять и др. Но не менее важно развивать у ребёнка умение логически мыслить, самостоятельно познавать мир: получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятии.

В целом, проблема развития логического мышления в период дошкольного детства являлась предметом изучения многих педагогов и психологов прошлого и настоящего (Ж. Пиаже, А. Валлон, К. Коффка, Н. Н. Поддъяков, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин), и на сегодняшний день она по-прежнему актуальна.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Все виды мышления тесно связаны между собой. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развитие логического мышления у детей имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении поможет успешно овладеть основами математики и информатики.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».

Время. выделенное программой на НОД, не достаточно для развития логического мышления. Большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей, и эта необходимость привела меня к созданию кружка «Посидим-подумаем».

Цель: развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, формирование важных качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость, развивать конструктивные умения.

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года. При организации работы кружка создается благоприятная среда для общего развития ребенка. Постепенно, в процессе активного участия в деятельности, у ребенка закрепляется интерес к играм на логику и желание ими заниматься. Работа на логику при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Приготовила консультации для родителей по теме «Логика во вне занятия», «Логика в детском саду», проводила родительское собрании «Логическое мышление», посвященное логике, с непосредственным участием родителей, где они наглядно видели материал и некоторые упражнения и игры проиграли сами.

Использование занимательных игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к выполнению заданий. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

С.Т. Шацкий

Игра – это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенное новообразование в физической, психической и логической сферах, даёт эффект общего психического развития. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса. Кроме того, они способствуют развитию памяти, логического мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников я составляла, используя дидактические игры. Ведь для детей игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний, способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит более эффективно. Правильный подбор заданий и упражнений помогают детям в формировании познавательных процессов, а именно формированию логического мышления.

Используемый дидактический материал:

– палочки Кюизенера. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей;

– игра «Логические задачи на поиск недостающих фигур» – развивает логическое мышление, смекалку и сообразительность;

– Занимательная логика. Ребусы. Сделано руками человека;

– геометрический конструктор («Монгольская игра», «Волшебный круг», «Танграм», «Колумбово яйцо») – требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности;

– игра «Найди фигуру» развивает логическое мышление, закрепляет знание геометрических фигур;

– настольная игра «Весёлая логика». Пазловые замки на элементах тренируют у ребенка мелкую моторику, глазомер, развивают образное и аналитическое мыщление, формируют умение разделять предмет и соединять части в целое;

– игра «На что похоже?» развивает внимание ,зрительное восприятие, воображение;

– математический планшет для детей – игры для развития сенсорных, логико-математических, речевых и творческих способностей;

Читайте также:  Вульвит – воспаление половых губ причины, жалобы, диагностика и методы лечения на сайте клиники «Аль

– развивающая предметно-игровая система «Соты кайе» позволяет поводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино;

– книга «Графические диктанты» развивает тонкую моторику, стимулирует интеллектуальные способности, графические упражнения помогают ребенку подготовиться в целом к обучению к школе;

– развивающая игра-лото. «Логические таблицы» – закрепление геометрических фигур, цвета и оттенка, а также развивает зрительное восприятие, произвольное внимание, память и логическое мышление.

Картотека дидактических игр:

– Занимательные уроки «Думай, решай, считай».

– Книжка кроссвордов «Отгадайка».

– Наглядное пособие «Найди отличия».

– Игра «Где чей домик?» – сравнивать числа, упражняться в умении определять направление движения.

– Изготовили игры на складывание объёмных фигур «Кубики для всех» – развивает мышление, сообразительность, смекалку, творчество, конструктивные умения.

– Головоломки на составление геометрических фигур – стимулируют умственную активность ребенка.

Имея возможность раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем самым повышаем уровень познавательной деятельности ребёнка и тем быстрее осуществляется плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе — абстрактному мышлению.

«Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов

«Давай поиграем» математические игры для детей 5-6 лет. Под редакцией А.А.Столяра

«Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет» Развиваем логику и мышление. Е.Черенкова

«И учеба, и игра: математика» Т.И. Тарабарина, Н.В.Елина

Развитие познавательных способностей детей. Л.Ф. Тихомирова

«И учеба, и игра: русский язык» Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова

Развивающие игры для дошкольников Н.И. Васильева, Н.В. Новоторцева.

Как развить логическое мышление

Логическое мышление — это последовательность рассуждений, которая играет большую роль в повседневной жизни. Она помогает решать деловые вопросы, находить технические решения, справляться с бытовыми задачами, эффективно общаться с людьми.

Логика помогает головному мозгу предотвращать ошибки, возникающие, несмотря на наличие знаний и опыта. В статье вы найдете полезные советы, как научиться логически мыслить, если, бываете недостаточно убедительны для своих собеседников и часто противоречите сами себе.

Что такое логическое мышление

Понятие условно делится на две составляющие: мышление и логика. Первое – это процесс получения и анализа информации, поиск связи между предметами, событиями, другими частями действительности. Для его правильной работы нужна логика, иначе обнаруженные связи будут ошибочными, не смогут отразить истинное положение дел.

Логика имеет несколько определений, часть из которых связана с переводом обозначающего ее слова с греческого языка. Если говорить в общем, то это наука об интеллектуальной мыслительной деятельности головного мозга. Ее основная задача – найти выход из ситуации, используя имеющиеся предпосылки, а также путем размышлений глубже понять особенности и нюансы какого-либо предмета.

Вышесказанное помогает объяснить, что такое логическое мышление. Это мыслительный процесс, требующий применения логических понятий. Он требует доказательств, рассудительности. Предназначен для составления вывода на основе предпосылок.

Логическое мышление обладает пятью свойствами:

  1. Формируется исключительно экспериментальным путем. Человек попал в определенную ситуацию, нашел из нее выход, столкнулся с последствиями и сделал ряд умозаключений. Этот процесс носит название эмпирического познания.
  2. Является приобретенным, а не врожденным качеством человека.
  3. Многие люди неосознанно избегают развития логики, не желая выходить из зоны комфорта .
  4. Логика порой толкает людей на бесчеловечные поступки, поскольку она сродни циничному расчету. Вместе эти два понятия отодвигают самопожертвование и человеколюбие на последнее место. Наглядный пример – маньяки с нарушенной психикой. Страшные для нормального человека поступки для них являются вполне логичными.
  5. Логика четко прослеживается в науке. Взять хотя бы аксиомы, отклонение от которых принято называть расстройством.

Составляющие логического мышления

Как говорится выше, мышление и логика – это инструменты для получения и переработки информации. Процесс предполагает создание некоего образа, который позволяет представить находящийся в другом месте предмет или человека. Он бывает нескольких видов.

Образно-логическое мышление

По-другому называется наглядно-образным. Представляет собой мыслительный процесс, во время которого человек визуально проигрывает сложившуюся ситуацию. По сути, это воображение, позволяющее воссоздавать в мозге яркие, реалистичные картины. Развитие такого типа логики начинается примерно в полтора года.

Проверить наличие данной способности можно с помощью теста Равена. Психолог показывает человеку шестьдесят таблиц, каждая из которых содержит несколько рисунков без текста. Между собой они имеют некую связь. В нижней части расположено до 8 фигур, одна из которых является недостающей. Испытуемому следует определить закономерность, найти нужную деталь.

Абстрактно-логическое мышление

Позволяет мыслить, используя абстрактные образы, которых нет в природе. Это отличная возможность моделировать взаимоотношения, как с реальными людьми, так и с несуществующими, выдуманными мозгом объектами.

Такой тип мышления состоит из трех элементов: понимание, рассуждение, умозаключение.

Словесно-логическое мышление

Это способ думать, используя при этом языковые средства, конструкции из слов. Требует хорошего владения разговорным жанром.

Словесно-логическое мышление понадобится во многих сферах жизни, к примеру, при выступлении перед аудиторией, написании текстов, в спорах. В список можно включить все ситуации, в которых нужно грамотно излагать свои мысли.

Применение логики

Логика и мышление используются практически во всех сферах жизни. Они понадобятся гуманитариям, экономистам и бизнесменам, ораторам, деятелям искусства. Только в каких-то случаях они будет строгим и формализованным (техника, математика.). В других же больше понадобится воображение. С его помощью человек проанализирует факты, делает выводы.

В основе познания окружающего мира лежат все виды логического мышления. Они помогают освоить ряд полезных жизненных приемов:

  • выбрать тот путь, ведущий к правильному выводу;
  • размышлять быстро и плодотворно;
  • четко излагать информацию;
  • защищать себя от заблуждений;
  • видеть и исправлять ошибки в размышлениях других людей.

Также логика дает возможность в кратчайшие сроки находить аргументы и апеллировать ими в споре.

Особенности развития логического мышления

Человек любого возраста имеет способность принимать и анализировать информацию. Если сказать просто, думать могут абсолютно все, поскольку это врожденная функция головного мозга.

С помощью разных частей логики человек думает, планирует, принимает решения, корректирует поведение. Получается, что можно развить и натренировать логическое мышление.

Процесс познания основ логики состоит из четырех частей:

  • теория;
  • обобщение, сравнение и конкретизация информации;
  • точное изложение мыслей;
  • обучение способности вовремя распознавать заблуждения и видеть ошибки в суждениях.

Когда закладывается логическое мышление

Что такое логическое мышление? Как сказано выше, это умение анализировать информацию, делать выводы. Оно не является врожденным. Способность логически мыслить развивается по мере взросления человека.

Первые задатки логики появляются примерно в полтора года. Это, можно сказать, базовый уровень. Чуть позже, после того, как ребенок идет в школу, у него появляется абстрактная форма логического мышления. И так дальше.

Развитие такого типа мышления нужно начинать с детства. Если с ребенком-дошкольником решать задачи и головоломки, ему будет легче во взрослой жизни сопоставлять факты и принимать решения. Понимая это, специалисты включают такие занятия в программу детского сада и школы.

Читайте также:  Энтерококки — симптомы, причины, виды и лечение энтерококковой инфекции - Здоровье человека, симптом

Как развить логическое мышление

Есть несколько методов развития. Они действуют комплексно, улучшая способность думать в целом, а не какие-то отдельные ее части.

Чтение

Из книг можно почерпнуть много полезной информации. По мнению специалистов, они показывают, как применять логику на практике. Практических знаний здесь гораздо больше, чем в каких-либо специализированных справочниках.

Как развить логическое мышление взрослому человеку с помощью книг? Каждый день читать от 10 листов. Делать это нужно вдумчиво, оценивая и анализируя каждую без исключения строчку. Способность мыслить в этой ситуации будет улучшаться, поскольку человек составляет прогнозы и выводы относительно дальнейшего поведения персонажа.

Можно, конечно, заменить чтение развивающими компьютерными играми. Однако они менее эффективны. Здесь ребенку необходимо выполнить одну поставленную цель, например, спасти принцессу. Он не думает, как она попала в заточение, что с ней будет, если она в нем останется. Нужно просто дойти до победного конца. В книге же принцесса предстает живым персонажем, который имеет прошлое и будущее.

Точно так же происходит и развитие логики у взрослых.

Освоение дедуктивного и индуктивного методов

Оба метода имеют свои особенности. При этом они эффективны в процессе тренировки логического мышления.

Согласно учебникам по психологии, дедукция представляет собой чистую логику, требующую правдивых фактов и аргументов. Есть наглядный пример, касающийся гоночных болидов. Человек понимает, что управление ими имеет ряд особенностей и не подходит для обычных автолюбителей. Себя он причисляет к последним. Логика вместе с дедукцией помогает понять, что он не сможет управлять данным транспортным средством.

Индуктивный метод основан на неправдивых фактах. В этом его главная опасность. Человек рассуждает, принимает ничем не обоснованные решения. Зачастую они неправильны. К тому же, выводы могут превосходить количество фактов. Это явление носит название неполной индукции.

В обоих случаях мышление развивается, если проигрывать в голове те или иные ситуации.

Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее

Самый простой вариант того, как развить логическое мышление. Решая логические задачи, человек прокручивает в мыслях все имеющиеся у него знания. А если взять судоку и японские кроссворды, включаются все типы логического мышления, в том числе абстрактное и образное.

Альтернатива решению головоломок – составление кроссвордов. Часто это даже сложнее, чем отгадывать уже готовые, поскольку нужно задуматься над правильным размещением букв и клеток.

Сюда также можно отнести компьютерные задания на развитие логики, которые подойдут взрослым и детям.

О задачах на логическое мышление можно сказать отдельно. Они бывают шуточными (с подвохом), классическими. Часто это предложения найти неподходящие цифры, буквы, картинки в ряду. Или определить закономерность расположения чисел. Есть несколько примеров:

  1. Есть последовательность цифр: 8, 2, 9, 0, 1, 5, 7, 3, 4, 6. Нужно понять, почему они расположены именно так. (Ответ – записаны в алфавитном порядке).
  2. В доме 4 стены. Все они смотрят на юг. Вокруг бродит большой медведь. Какого цвета у него шерсть? Ответ – белая. Все стены могут смотреть на юг только на Северном полюсе.
  3. В ряду 5 слов: сельдь, кит, акула, тунец, треска. Какое лишнее? Ответ – кит. Это млекопитающее. Остальные – рыбы.

Решать подобные задачи рекомендуется вместе с детьми.

Знакомство с иностранными языками

Еще одно упражнение для логического мышления. Освоение незнакомых языков заставляет головной мозг работать в полную силу. Но при чем здесь логическое мышление? Человеку приходится сопоставлять фразы, отдельные слова, а также находить между ними общее.

Для улучшения умения логически мыслить можно записаться на языковые курсы или воспользоваться видеороликами из сети интернет.

Курсы, книги для развития и тренировки мышления

Звучит неожиданно, но одним из учебников по развитию логического мышления является «Шерлок Холмс» Артура Конан Дойля. В этой книге рассказано о том, как пользоваться логикой в жизни. Из других полезных трудов выделяются:

  • «Прикладная логика» Н. Непейвода;
  • «Учебник логики» Г. Челпанов;
  • «Логика» А. Ивин;
  • «Основы логической риторики» А. Матвеева, А. Сарапульцева;
  • «Логика в вопросах и ответах» В. Вечканов, Н. Лучков.

Чтение подобной литературы — это возможность не только развить логическое мышление, но и улучшить дедукцию, научиться пользоваться аргументами в споре, принимать правильные решения.

Полезные советы

Для развития логики недостаточно уделять внимание задачам, разгадывать ребусы, кроссворды, читать специализированную литературу. Есть еще ряд советов:

  1. Левшам стоит научиться писать правой рукой и наоборот. Благодаря этому улучшится работа менее развитой части головного мозга.
  2. Время от времени менять вид деятельности. К примеру, на протяжении часа-двух делать что-то одно, а после сменить работу.
  3. Читать детективы, стараясь предугадать, как поступит главный герой и другие персонажи в том или ином случае. Это процесс способствует развитию дедукции.
  4. Объяснять свои действия, поступки. Тщательный анализ ежедневных происшествий дает возможность построить логические цепочки, сделать выводы касательно того, как лучше поступить в следующий раз.

Также стоит чаще бывать на улице. Прогулки улучшают работу головного мозга в целом.

Для чего нужно развивать логику

По мнению многих, умение логически мыслить не так уж нужно, ведь прожить можно и без него. Это ошибочное суждение, потому что логика и поступки имеют тесную взаимосвязь. Взять, к примеру, людей, живших в древние времена. Они выжили благодаря логике. Каждый день им приходилось анализировать то, что происходит вокруг, делать на основании этого выводы. Если сосед умирал после того, как съедал неизвестный плод, другие понимали, что повторять его действия не стоит. И это касается всех сфер жизни, включая садоводство и земледелие.

Знание того, как правильно развить логическое мышление, помогает и современному человеку. С его помощью он поднимается по карьерной лестнице, строит взаимоотношения с окружающими, >борется за свое мнение.

Итак, логическое мышление – незаменимый помощник каждого человека. Оно не появляется с рождения, а приобретается по мере взросления. Поэтому его развитию следует уделять особое внимание. Помогут в этом чтение классической и специализированной литературы, решение кроссвордов, изучение иностранных языков.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль

Развитие логического мышления детей дошкольного возраста

Окружающий мир, в который входит ребёнок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями.

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников рассматривается как неотъемлемую часть данного процесса.

В связи с этим, в современных программах начальной школы большое значение уделяется именно логической составляющей. Чтобы ребёнок не испытывал трудности с первых уроков, уже в дошкольный период необходимо готовить его соответствующим образом.

В рамках современного педагогического процесса предлагаются различные методы и способы развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Стоит отметить, что большинство исследований в области развития мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры.

Читайте также:  Стоматологическая клиника по имплантации зубов на Щёлковской

Общепринятым является тот факт, что целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний.

Основными посылками совершенствования и усложнения мыслительной деятельности в дошкольном возрасте являются следующие:

  • появление произвольности в поведении и познавательных процессах;
  • способность действовать по образцу и инструкции;
  • умение оценивать работу – свою и других;
  • способность подчиняться требованиям и правилам ситуации;
  • способность находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач;
  • способность осуществлять контроль за собственными действиями.

Каждая задача для ребёнка – это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Её можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. Среди них есть несколько основополагающих, которые и необходимо выделять при её решении.

При специальной методической организации деятельности дошкольника процесс перехода к высшим формам мышления может быть простимулирован.

Рекомендации педагогам и родителям по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста

Ребёнок должен научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

  • Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и даёт им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
  • Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
  • Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.
  • Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперёд. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
  • В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
  • Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Научите ребёнка:

  • Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия (маленький – большой, длинный – короткий; по цвету – оба зелёные, но один – лягушонок, а другой – листок и т. д.).
  • Описывать различные свойства окружающих его предметов (холодный – горячий, злой – добрый, мягкий – твердый и т.д.).
  • Узнавать предметы по заданным признакам (пушистый маленький живой — котёнок).
  • Разделять предметы на классы, группы путём выделения в этих предметах тех или иных признаков (лиса, волк, заяц – дикие животные; мяч, яблоко, глобус – круглые и т.д.).
  • Находить противоположные по значению понятия (пушистый – гладкий, кислый – сладкий, солёный – пресный и т.д.).
  • Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями (бабочка – это насекомое; собака – это домашнее животное).

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребёнок до школы, развивает у него такие мыслительные операции как анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение эле­ментов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Обобщение – это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Классификация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Ребёнок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Примеры упражнений для развития логического мышления

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

  • собака, волк, кошка, лошадь (лишний волк – потому что он дикое животное…);
  • стул, зонт, диван, кресло (лишний зонт – потому что все остальное мебель…);
  • тарелка, кружка, ложка, ручка (лишняя ручка – так как все остальное посуда);

Разложите перед ребёнком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребёнок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что ребёнку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребёнка игровой формой задания.

«Назови, одним словом».

Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена –(. )… (имена)

б) Стол, диван, кресло, стул -… (мебель)

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -… (города)

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -… (посуда)

д) Январь, март, май, август -… (месяца)

«Как это можно использовать?»

Предложите ребёнку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребёнок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребёнок называет такие варианты:

  • Рисовать
  • Писать
  • Использовать, как палочку
  • Указка
  • Градусник для куклы и т.д.

«Определи понятия»

Ребёнку предлагаются следующие наборы слов:

  • Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
  • Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой
  • Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребёнка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребёнок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

«Закончи слово»

Предложите ребёнку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру.

Ссылка на основную публикацию
Электрофорез и хроматография — Методы исследования в клинической биохимии
Двумерный электрофорез Электрофорез двумерный — способ разделения сложных смесей белков, в котором сочетаются электрофорез белков в полиакриламидном геле с додецилсульфатом...
ЭКГ в Северном Бутово — Москва
ЭКГ в Бутово К огромному сожалению, количество населения, страдающего различными сердечно-сосудистыми заболеваниями, непрерывно возрастает. Этому способствуют постоянные стрессы, переутомления, неблагоприятная...
ЭКГ при инфаркте миокарда фото пленок и расшифровка признаков
Виден ли инфаркт на кардиограмме Диагностика ишемической болезни сердца (ИБС) – жалобах (симптомах заболевания), – истории развития Вашего заболевания, –...
Электрофорез с новокаином в центре реабилитации Юсуповской больницы
Электрофорез с карипазимом Остеохондроз и грыжа межпозвонкового диска – самые распространенные заболевания спины. Радикальное лечение грыж – оперативное (удаление грыжи),...
Adblock detector