Эмилия Леонгард о воспитании слабослышащих и глухих детей

Психология глухих детей

Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.

Занков Л. В., Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. — М., 1940.

Психология глухих детей. / Под ред. И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой. — М., 1971.

Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. — М., 1975.

Специальная педагогика. / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. — М., 1961.

1.3. МЕТОДЫ СУРДОПСИХОЛОГИИ

При изучении особенностей психики детей и взрослых, имеющих нарушения слуха, используются основные и вспомогательные методы психологии, которые в данном случае приобретают определенную специфику. К основным методам относятся метод наблюдения и психологический эксперимент. К вспомогательным — метод анализа продуктов деятельности, метод тестов, анкетирование и др.

В психологии метод наблюдения применяется по отношению к широкому кругу явлений. Основными его характеристиками являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. В специальной психологии при изучении детей с отклонениями в развитии, в частности детей, имеющих нарушения слуха, этот метод приобретает еще большее значение, поскольку из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных потерей слуха, никакой другой метод не может быть использован. Предметом наблюдения могут быть внешние компоненты деятельности — движения, перемещения; речевые акты, включая особенности лексического, грамматического и фонетического строя речи (что особенно важно при исследовании лиц с нарушением слуха); своеобразие мимики и пантомимики; внешние проявления вегетативных реакций (например, усиление потоотделения в какой-то ситуации). При этом нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей, нарушая его естественность. Для того чтобы этого не произошло, можно использовать регистрирующую аппаратуру (кино-, видеосъемку), как бы заменяя наблюдателя; сделать его присутствие привычным (при исследовании детей дошкольного и младшего школьного возраста) или объяснить его какой-то приемлемой целью (подросткам или взрослым).

Психология детей с нарушениями слуха

Ранняя глухота резко ограничивает возможность ребенка к овладению речью. Т.к. потребность в общении не может быть реализована через речь, глухой ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий. Он оперирует наглядными образами, способен рисовать, лепить, создавать по образцу модель из конструктора.

Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи.

Дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся:

— характером нарушения слуха;

— степенью снижения слуха;

— временем возникновения поражения слуха;

— уровнем речевого развития (от неговорящих до речевой нормы);

— наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии.

По состоянию слуха различают детей глухих и слабослышащих. Глухие дети – это дети с наиболее резкой степенью поражения слуха. Глухота бывает абсолютной лишь в исключительных случаях. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные очень громкие, резкие и низкие звуки. Но разборчивое восприятие речи невозможно. Слабослышащие – это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. В зависимости от времени возникновения нарушения все дети делятся на две группы:

— ранооглохшие дети, т.е. те, которые родились не слышащими или потеряли слух на первом или втором году жизни, до момента овладения речью;

— позднооглохшие дети, т.е. те, которые потеряли слух в 3 – 4 года и позже и сохранили речь в той или иной степени.

По современной классификации потерю слуха различают в зависимости от средней величины снижения порогов слуха, выражаемой в единицах силы звука — децибелах (дБ). Состояние слуха никогда не выражается в процентах. В классификации децибелы показывают, какой громкости звуки человек не слышит:

• От 0 до 15 дБ — нормальный слух. Человек слышит шепотную речь на расстоянии 6-10 метров. Речь обычной громкости — на расстоянии до 30 метров.

Читайте также:  ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКО-СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА - Международный журн

• 16 — 45 дБ — легкое нарушение(тугоухость I степени). Шепотную речь слышит на расстоянии 4-1,5 м, разговорную речь — 5 м и больше.

• 46 — 55 дБ — среднее нарушение(тугоухость II степени). Шепотная речь — 1,5-0,5 м, разговорная — 3-5 м.

• 56 — 75 дБ — тяжелое нарушение слуха(тугоухость III степени). Шепотную речь — не слышит, разговорная — 1-3 м.

• 76 — 90 дБ — глубокое нарушение(тугоухость IV степени). Разговорная речь — до 1 м или крик у ушной раковины.

• Более 95 дБ — глухота. Человек без звукоусиления не слышит ни шепот, ни разговор.

В любом возрасте поражение слуха может быть следствием: инфекции среднего уха, длительного воздействия шумов, наследственности, болезни/врожденных дефектов, естественного процесса старения, травмы, лечения ототоксическими средствами, опухолей. Отоларингологи выделяют три основные группы причин нарушения слуха.

1) Наследственные нарушения слуха.

2) Приобретенные нарушения слуха.

Снижение слуха также возникает из-за несоблюдения элементарных норм и правил гигиены и пренебрежения рекомендациями врачей. Обычно нейросенсорные нарушения слуха происходят от повреждения внутреннего уха или слухового нерва, которые могут быть вызваны генетическими причинами, осложнениями после различных болезней, болезнями уха, травмами головы, воздействием некоторых веществ, шума, возрастными изменениями. Генетические нарушения являются едва ли не основной причиной нейросенсорной потери слуха у детей. Негенетические врожденные дефекты — появившиеся при рождении — тоже могут приводить к глухоте. Наиболее частые генетические нарушения: синдром Ашера, встречающийся у 3-10% больных с врожденной глухотой; синдром Ванденбурга, фиксируемый в 1-2% случаев; синдром Элпорта — 1%. Негенетические причины врожденного нарушения слуха: недоношенность, желтуха новорожденных, церебральный паралич, сифилис, отравление хинином, внутриутробное воздействие средств типа талидомида или вирусных инфекций — краснухи и ветрянки.

Потеря слуха как осложнение возникает при многих болезнях: сифилисе, когда бактерии внедряются во внутреннее ухо, повреждая улитку и слуховой нерв; туберкулезе, который вызывает образование отверстий в барабанной перепонке и нейросенсорные расстройства; бактериальном менингите, повреждающем волоски или слуховой нерв, что приводит к потере слуха у 5-35% выживших; рассеянном склерозе, лейкемии и аутоиммунных болезнях типа волчанки, вызывающих отек кровеносных сосудов уха; общих расстройствах кровообращения, нарушающих кровообращение во внутреннем ухе и способствующих кровотечениям; вирусных инфекциях — свинке, скарлатине, герпесе, краснухе, ветрянке, мононуклеозе и коклюше; диабете; опухолях внутреннего уха и слухового нерва. В ухе может быть опухоль. Туда могут распространиться раковые и нераковые (доброкачественные) опухоли. Опухоли височной кости — крупной кости с обеих сторон головы, — частью которой является мастоид (сосцевидный отросток), тоже влияют на слух. Если опухоль внедряется во внешнее или среднее ухо, она вызывает нарушения проводимости; если поражает внутреннее ухо или слуховой нерв — возникает нейросенсорное нарушение слуха. Причинами сенсоневральной тугоухости являются:

— неврит (опоясывающий лишай, эпидемический паротит и т. д.);

— повышение давления жидкостей внутреннего уха (болезнь Меньера);

— возрастное снижение слуха (пресбиакузис);

— патология слухового нерва.

Смешанная тугоухость представляет собой сочетание двух вышеупомянутых типов нарушения слуха, то есть комбинацию кондуктивной тугоухости с поражением внутреннего уха. Основные причины этого вида нарушения слуха:

— инфицирование улитки при хроническом воспалении уха;

— наслоение возрастных факторов на неоперированный отосклероз.

2. Особенности познавательного развития детей с нарушениями слуха

В познавательном отношении из всех анализаторов ведущая роль принадлежит зрению и слуху. Нарушение слухового анализатора обуславливает специфическое своеобразие мира ощущений детей. Те временные связи, которые образуются с участием слухового анализатора у неслышащего ребенка, отсутствуют или очень бедны. Развитие памяти у детей с нарушенным слухом также имеет свои особенности. Исследования Т.В. Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала неслышащие школьники по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в младше школьном возрасте имеют менее точные образы памяти, чем слышащие сверстники, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изображению или реальному функциональному назначению.

У детей с нарушением слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значения слов, отставания в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Неслышащие дети долго не переходят от предметно-процессуальных игр, главным в которых является воспроизведение действий с предметами, к сюжетно-ролевой, требующей создание воображаемой игровой ситуации. В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения.

Читайте также:  Гангрена нижних конечностей в пожилом возрасте причины и профилактика

Недостаточность слуха приводит к нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию, что ограничивает возможность мышления, отражается на особенностях поведения — замкнутость, нежелание вступать в контакт.

Развитие мышления у детей с нарушением слуха идет в том же направлении, что и у слышащих: развиваются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения целого, развиваются медленнее. Вместе с тем, участие детей в практической деятельности, ориентирование в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, понимание некоторых явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, способствует возможности осуществлять практический анализ.

Развитие внимания у детей, имеющих нарушения слуха, происходят в несколько иных условиях. Частичное или полное выключение афферентации слухового анализатора нарушает механизмы, обеспечивающие нормальное функционирование мозга. В этих условиях имеет место ограничение естественной активности мозга. Вследствие нарушения слухового анализатора ребенка из его окружающей среды исключаются звучащие объекты, привлекающие внимание, т.е. у детей не формируется слуховое внимание. У многих детей с нарушением слуха очень рано отмечается концентрация внимания к губам говорящего, что свидетельствует о поиске самим ребенком компенсаторных средств, роль которых берет на себя зрительное восприятие. Общим недостатком детей с нарушением слуха являются трудности в переключении и распределении внимания, что отрицательно сказывается на пространственной ориентации.

Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя предложения, правил словосочетаний, грамматических связей слов. В самостоятельной письменной речи глухих отмечаются и недостатки в логичности и последовательности изложения событий. У глухих детей затруднено планирование излагаемого материала. При изложении они иногда дают описание частностей, упуская главное. Глухие ученики, овладевшие дактилологией, лучше осваивают звуковой состав слова. У них образуются условные связи между звуковым и дактильным образом слова. Но в тех случаях, когда произношение слова расходится с его написанием, дактилология может оказывать отрицательное влияние на усвоение звукового состава речи.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха

Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей, наблюдается бедность эмоциональных проявлений — меньшее их количество и разнообразие. В младшем школьном возрасте глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению.

Все это усиливает зависимость глухих детей от взрослых, формирует такие личностные черты, как ригидность, импульсивность, эгоцентричность, внушаемость. У глухих детей возникают трудности с развитием внутреннего контроля за своими эмоциями и поведением, у них замедлено формирование социальной зрелости. На самооценку детей с нарушением слуха влияют мнения учителей. Черты личности, которые они оценивают как положительные, часто связаны с учебной ситуацией: это внимательность на уроках, умение решать задачи, аккуратность, трудолюбие, успеваемость. К ним добавляются собственно человеческие качества: чуткость, умение прийти на помощь. У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий.

4. Особенности деятельности глухих и слабослышащих детей

У детей с нарушением слуха обнаруживаются трудности в формировании движений в связи с нарушением слухового анализатора, которому принадлежит ведущая роль в контроле за точностью, ритмичностью, скоростью движений. Кроме того, замедленность формирования кинестетических восприятий, возникающая в связи с нарушением взаимодействия анализаторов, а также нередко обусловленная и поражением вестибулярного аппарата, приводит к трудностям осуществления произвольных действий, лежащих в основе любой деятельности. В процессе выполнения какой-либо деятельности у глухих учащихся наблюдаются трудности в соотнесении цели деятельности, результата и рациональных способов осуществления этой деятельности. Недостаточная целенаправленность деятельности приводит к не критичности в оценке результатов деятельности, обнаруживаются затруднения в самостоятельном выполнении действий по образцу или указанию учителя.

Читайте также:  Влияние лазерного излучения на организм человека - Профессиональные болезни

Особенности развития двигательной сферы обусловлены такими факторами как отсутствие слуха, недостаточное развитие речи, а также функциональное нарушение некоторых физиологических систем. В младенческом возрасте у глухого ребенка отмечаются трудности формирования предметных действий. До трех месяцев его взгляд остается плавающих, недостаточно сосредотачивается на предмете. «Комплекс оживления» оказывается не ярко выраженным. Только к пяти месяцам глухой ребенок выделяет из окружающих объектов интересующие его предметы, однако, не дифференцирует их свойства. Воспринимает лишь те предметы, которые находятся в поле его зрения. В возрасте года у детей с нарушенным слухом наблюдается дефицит движений, недостаточность пространственных представлений. Развитие предметной деятельности начинается с овладения ребенком схватыванием, развитием тонкой моторики пальцев рук. У глухих детей отмечаются трудности манипулирования мелкими предметами, неуверенность действий с ними, поверхностность интереса к действиям с предметами, отсутствие в предметной деятельности конечного результата.

Глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов, действуя с предметами, предложенными для замещения, в соответствии с их прежним назначением.

Заключение

Человек, имеющий нарушенный слух, страдает в первую очередь от нарушения физического, психического и социального равновесия, сопровождающегося вегетативными симптомами, душевными переживаниями и социально-психологическими конфликтами.

Список литературы

1. Глухов В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: — Секачев В. Ю.; 2011 г., 256 стр.

2. Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Практикум: — В. Секачев; 2011 г., 296 стр.

3. Кузнецова Л. Основы специальной психологии: — Академия; 2010 г., 480 стр.

4. Кулемина Ю. В. Основы специальной педагогики и психологии. Краткий курс: — Окей-книга; 2009 г., 128 стр.

5. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии: — Питер; 2011 г., 256 стр.

Психология глухих детей (Соловьев И.М.) — часть 1

П 86 Психология глухих детей. Под ред. И. М. Соловьева,

Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. В. Яшковой.

448 стр. (Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии).

Книга написана по материалам советских и зарубежных исследований по

психологии глухих детей. В ней характеризуется психическое развитие глухих

детей: познавательные процессы

Книга предназначена для сурдопедагогов и психологов и может быть ис-

пользована студентами дефектологических факультетов педагогических институ-

тов и психологических факультетов университетов.

В 1940 г. вышли «Очерки психологии глухонемого ребенка»

Л. В. Занкова и И. М. Соловьева — первая в Советском Союзе

книга, в которой систематически излагались имевшиеся в то вре-

мя научные сведения о глухом ребенке. С тех пор были проведе-

ны обширные исследования, посвященные познавательной дея-

тельности и речи глухих детей. Изучались в психологическом

плане трудовая и другие виды деятельности глухих, некоторые

особенности их личности.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой

обобщение и систематизацию фактического материала, накоплен-

ного отечественной и зарубежной наукой о глухом ребенке. По

принятой сейчас терминологии, к категории глухих детей отно-

сят тех, кто родился с глубокими нарушениями слуха или поте-

рял слух в раннем детстве до овладения речью. В результате этого

глухой ребенок овладевает речью лишь в условиях специального

обучения (вне этих условий он станет глухонемым). В книге не

рассматриваются вопросы, относящиеся к характеристике

психики слабослышащих (тугоухих) и позднооглохших детей’

(потерявших слух после овладения речью).

Благодаря многим экспериментальным исследованиям пред-

ставляется возможным достаточно разносторонне охарактеризо-

вать особенности развития психики у глухих детей. Первичный

дефект — глухота ведет к тому, что даже в условиях специаль-

ного обучения дети овладевают речью замедленно и своеобразно.

Наряду с этим дети усваивают мимико-жестовую речь в общении

с другими глухими. Замедленность в овладении словесной речью

сказывается на развитии всех познавательных процессов ребенка

Ссылка на основную публикацию
Электрофорез и хроматография — Методы исследования в клинической биохимии
Двумерный электрофорез Электрофорез двумерный — способ разделения сложных смесей белков, в котором сочетаются электрофорез белков в полиакриламидном геле с додецилсульфатом...
ЭКГ в Северном Бутово — Москва
ЭКГ в Бутово К огромному сожалению, количество населения, страдающего различными сердечно-сосудистыми заболеваниями, непрерывно возрастает. Этому способствуют постоянные стрессы, переутомления, неблагоприятная...
ЭКГ при инфаркте миокарда фото пленок и расшифровка признаков
Виден ли инфаркт на кардиограмме Диагностика ишемической болезни сердца (ИБС) – жалобах (симптомах заболевания), – истории развития Вашего заболевания, –...
Электрофорез с новокаином в центре реабилитации Юсуповской больницы
Электрофорез с карипазимом Остеохондроз и грыжа межпозвонкового диска – самые распространенные заболевания спины. Радикальное лечение грыж – оперативное (удаление грыжи),...
Adblock detector