Статья «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА В ЛОГОПСИХОЛОГИИ (алалия)»

Логопедическая работа при ДЦП

    Марина Вальчицкая 2 лет назад Просмотров:

1 Логопедическая работа при ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. ДЦП тяжелое заболевание центральной нервной системы, при котором особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи. В основе имеющих место при детском церебральном параличе нарушений речи лежит не столько нарушение уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. Во всех этих случаях нарушается взаимодействие систем регуляции произвольных и непроизвольных движений в речевой мускулатуре. Механизм расстройств общей двигательной сферы и артикуляторной моторики обусловливает нарушения речи в связи с наблюдаемыми у детей с церебральным параличом двигательными нарушениями. Нарушения речевого развития у детей с церебральным параличом связаны также с недостаточностью их практического опыта и социальных контактов. Важно отдифференцировать два вида нарушений речевого развития: одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов. У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые из известных в логопедии речевых расстройств. В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%. Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Сложной для диагностики и коррекции является алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (доречевой период)). При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около 5%. Патогенез алалии при ДЦП связан с двумя факторами: — повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной ДЦП (травматический фактор во внутриутробном развитии и родах, перинатальные энцефалиты и т.п.); — вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательнокинестетической депривации или патологической афферентации с периферических отделов речевой системы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых церебральный паралич осложняется нарушениями слуха (гиперкинетическая форма).

2 Специфику нарушений речи определяет различная локализация поражения мозга при отдельных формах ДЦП. Самая тяжелая форма ДЦП двойная гемиплегия тетрапарез, характеризующийся особой тяжестью поражения как верхних, так и нижних конечностей. Более чем у 90% таких детей наблюдаются псевдобульбарная дизартрия или анартрия (полная невозможность речи из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции). Отмечается наиболее тяжелое поражение артикуляционного аппарата. Предречевое развитие детей с двойной гемиплегией грубо нарушено. В ряде случаев дизартрические явления сочетаются с алалическими. Анатомическая близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц рук, особенно кисти и большого пальца, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности для стимуляции речевого развития обусловливают необходимость работать над артикуляцией и одновременно развивать функциональные возможности кистей рук. При спастической диплегии тетрапарезе, при котором руки поражаются в значительно меньшей степени, чем ноги, иногда минимально (эта форма еще носит название «болезнь Литтля»), речевые нарушения отмечаются в 80% случаев. При этой форме церебрального паралича речевые нарушения имеют выраженную тяжесть поражения с преобладанием дизартрических нарушений. У детей со спастической диплегией чаще наблюдается вторичная задержка психического развития. Приблизительно в 70% случаев при спастической диплегии отмечаются речевые расстройства в форме дизартрии (псевдобульбарной), значительно реже моторной алалии. Это благоприятная форма заболевания в отношении преодоления речевых расстройств, но требующая ранние длительные логопедические занятия, которые необходимо начинать с предречевого периода. При гемипаретической форме ДЦП (парезы или параличи одной стороны тела) при правостороннем гемипарезе речевые нарушения отмечаются приблизительно в 60%. Среди различных речевых нарушений преобладает задержка речевого развития с псевдоалалическими и алалическими проявлениями. Речевые расстройства чаще всего по типу псевдобульбарной дизартрии, реже по типу моторной алалии. При левостороннем гемипарезе среди различных речевых нарушений (в основном псевдобульбарная дизартрия) также наиболее частой является задержка речевого развития, иногда со своеобразно недостаточной интонационно-музической стороной речи. Гиперкинетическая форма паралича, характеризующаяся двигательными расстройствами в виде насильственных непроизвольных движений гиперкинезов, чаще проявляется в речи в форме гиперкинетической (экстрапирамидной, подкорковой) дизартрии. Это прогностически вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации; в некоторых случаях картина дизартрии осложняется корковым речевым расстройством по типу динамической диспраксии, псевдоалалическим и алалическим синдромами. Выраженное фонетико-фонематическое недоразвитие в ряде случаев осложняется недоразвитием сенсорной речи, своеобразными синдромами сенсорной алалии. При атонически-астатической форме церебрального паралича, которая характеризуется низким тонусом мышц при наличии патологических тонических рефлексов,

3 отсутствием или недоразвитием установочных рефлексов и высокими сухожильными рефлексами, наблюдаются речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. Таким образом, частота и характер речевых нарушений при различных формах ДЦП неодинаковы. При большинстве форм наиболее частыми речевыми нарушениями являются дизартрии, причем наибольшая тяжесть поражения артикуляционного аппарата совпадает с наибольшей тяжестью поражения рук. При спастической диплегии с функциональной сохранностью рук и гемипарезах наиболее частыми речевыми нарушениями являются временные функционально-динамические, связанные с более поздним формированием речевой функциональной системы. Поражение артикуляционного аппарата при этих формах паралича отмечается реже и обычно является более легким. При ДЦП взаимосвязь двигательных и речевых расстройств, проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают: — фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии; — специфические особенности усвоения лексической системы языка; — нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс; — нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами; — все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительномоторных и оптико-пространственных систем. Нарушения звукопроизношения, зависящие от артикуляционной апраксии, имеют сходство с нарушением звукопроизношения при моторной алалии. У детей с задержанным речевым развитием в основном предполагается не поражение корковых речевых зон, а их функциональная недостаточность в связи с патологией всего речедвигательного анализатора, особенно его кинестетического звена. Это проявляется в обратимом характере многих нарушений, особенно по мере развития кинестетического восприятия в речевой мускулатуре и руках. Эти расстройства, в отличие от алалии, принято называть псевдоалалическими. Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами имеет сложную структуру, включая ряд симптомов, общим для которых является нарушение формирования моторной стороны речи. Первым симптомом этого синдрома является нарушение звукопроизношения. Следующей особенностью, сближающей детей с церебральными параличами с детьми с моторной алалией, является речевой негативизм большая трудность при вступлении в речевое общение. Близко к речевому негативизму по своим патогенетическим механизмам примыкает симптом повышенной тормозимости речевой функции различными раздражителями зрительными, слуховыми, тактильными, вестибулярными и т.д. Следующим симптомом псевдоалалического синдрома является трудность в развитии лексической стороны речи. Для детей с церебральными параличами часто характерна та же диссоциация в развитии активного и пассивного словаря, что имеет место и у детей с моторной алалией. Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у которых лексические нарушения выявляются на всех этапах речевого развития, у детей с псевдоалалическим синдромом

Читайте также:  Коагулограмма нормы свертываемости крови, расшифровка

4 недостаточность лексики особенно резко проявляется в период формирования речи. По мере развития речевой практики с уменьшением патологии кинестетического восприятия лексические нарушения исчезают. Псевдоалалический синдром характеризуется нарушением формирования грамматического строя речи. Фразовая речь развивается со значительной задержкой. Задержанное формирование грамматического строя речи зависит от недостаточного речевого общения, недоразвития коммуникативной функции речи, от нарушений пространственного восприятия. В отличие от моторной алалии эти нарушения являются менее постоянными и менее длительными, не всегда проявляются в письменной речи. Недостаточность моторного компонента речи у детей с церебральными параличами способствует недостаточному развитию слухо-моторных условных связей, а иногда приводит к задержанному развитию или недоразвитию фонематического слуха. Дизартрии при ДЦП чаще отличаются смешанным характером нарушения. В клинике ДЦП выделяются следующие формы дизартрии по ведущему неврологическому синдрому, т.е. на основе синдромологического подхода (Л.А. Щербакова, И.И. Панченко): 1. Спастико-паретическая (ведущий синдром спастический парез). Встречается почти при всех формах дизартрических расстройств, проявляется различно: одни не могут удержать во времени нужную артикуляционную позу, другие выполнить ее, третьи быстро переключиться от одной позиции к другой. 2. Спастико-ригидная (ведущие синдромы спастический парез и тонические нарушения управления типа ригидности). Соответствует экстрапирамидной и псевдобульбарной дизартриям. Характер звукопроизношения страдает в большей степени в фонетической окраске, однако чаще фонемные свойства звуков сохраняются. 3. Гиперкинетическая (ведущий синдром гиперкинезы: хореические, атетоидные, миоклонии). Соответствует экстрапирамидной дизартрии. Характеризуется появлением гиперкинеза при произвольных произносительных попытках (гиперкинез функционального генеза), хотя может проявляться и на фоне покоя (органического генеза). 4. Атактическая (ведущий синдром атаксия). Чаще соответствует мозжечковой дизартрии. Ребенок не может точно выполнить артикуляционное действие, теряет траекторию, амплитуду, скорость размаха, точность попадания в место смыкания. Легко отличается от других форм по скандированному ритму речи. Обычно же данная форма выступает как сопутствующий синдром на фоне спастического пареза или гиперкинеза и называется по сумме синдромов: спастико-атактической и т.п. 5. Спастико-атактическая (ведущий синдром спастический парез и атаксия). Соответствует псевдобульбарной и мозжечковой формам. 6. Спастико-гиперкинетическая (ведущий синдром спастический парез и гиперкинез). Соответствует псевдобульбарной и экстрапирамидной дизартриям. 7. Спастико-атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром спастический парез, атаксия, гиперкинез). Соответствует псевдобульбарной, мозжечковой и экстрапирамидной дизартриям. 8. Атактико-гиперкинетическая (ведущий синдром атаксия, гиперкинез). Приводит к мозжечковой и экстрапирамидной дизартриям.

5 При логопедическом обследовании детей с церебральными параличами речевая моторика, особенности нарушений дыхания и фонации оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями; проводится тщательный анализ тех позиций, движений и положений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Особое внимание обратить на общие моторные возможности ребенка: удержание головы, возможность ее поворотов в стороны, возможность сидения, захвата игрушки, выделение ведущей руки, возможность пальцевого захвата и т.д. как и при всяком логопедическом обследовании важно оценить общие психические реакции ребенка, особенности его сенсорных функций, его интеллектуальные и эмоциональные проявления. В ряде случаев для установления заключения и прогноза дальнейшего речевого развития полезно сопоставить полученные данные по уровню общего моторного, интеллектуального и доречевого или речевого развития с возрастом ребенка и определить, имеется ли неравномерное недоразвитие всех функций (двигательная, речевая, интеллектуальная) или какая-нибудь из них страдает преимущественно. Логопедическое обследование ребенка с церебральным параличом проводится в динамике и сопоставляется с динамикой его моторного развития. В задачу учителя-логопеда входит изучение и преодоление не только речевых, но и других нарушений развития. Система логопедической работы с детьми с церебральными параличами включает: — развитие и коррекцию слухового восприятия, — развитие и коррекцию зрительного восприятия, — развитие и коррекцию речеслухового и речедвигательного анализаторов. Логопедическая работа строится с учетом возраста ребенка, тяжести поражения артикуляционного аппарата, степени задержки доречевого и речевого развития, возрастных и интеллектуальных особенностей ребенка, общего соматического и неврологического состояния. Логопедические занятия при дизартриях строятся с учетом патогенетической общности структуры двигательного и речевого дефектов. Так, при псевдобульбарной дизартрии в условиях повышенного мышечного тонуса в речевых мышцах занятия начинают с расслабления мышц артикуляционного аппарата, для чего используют приемы, направленные на расслабление мышц шеи, губных мышц, мышц языка, расслабляющий массаж лица. Дальнейшая работа включает артикуляционную, дыхательную гимнастики, развитие голоса, артикуляционного праксиса, работу над звукопроизношением. Разнообразие упражнений при работе над звукопроизношением с детьми с церебральными параличами зависит от формы дизартрии: — при псевдобульбарной дизартрии основное внимание на расслабление общих и лицевых мышц, преодоление гиперсаливации, синкинезий; — при мозжечковой дизартрии укрепляющий массаж артикуляционных мышц сочетают с упражнениями для развития координации дыхания, фонации и артикуляции. Тренируют способности воспроизводить и сохранять артикуляционные уклады, точность артикуляционных движений; — при экстрапирамидной дизартрии ребенка учат следить за положением рта, языка, общей мимикой лица, тормозить гиперкинез, произвольно закрывать и открывать глаза без

6 сопутствующих движений и общего напряжения, воспроизводить, удерживать и ощущать различные артикуляционные уклады и плавно переходить от одного к другому; — при корковой афферентной апраксической дизартрии основное внимание на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса; — при корковой эфферентной дизартрии артикуляционная гимнастика направлена на развитие тонких дифференцированных движений, особенно перемещение кончика языка вверх. Внимание ребенка сосредотачивают на ощущение положения языка, затем учат опускать язык на дно полости рта. Основное стимуляция переднеязычных звуков. Коррекционная логопедическая работа при алалии в синдроме ДЦП включает четыре этапа: — I этап подготовительный. Проводят активизацию психических процессов, которые составляют основу речевой деятельности, происходит последовательное развитие памяти, внимания, мышления, потребности к речевому общению, а также формируют умения и навыки, направленные на восприятие, осмысление, понимание речевого сообщения. — II этап формирование речевых навыков в ситуации диалогического общения. Большое внимание уделяется формированию речи в процессе предметно-действенного и игрового общения ребенка со взрослым. Последовательно развивают семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонематические и фонетические речевые операции. — III этап обучение ребенка построению предложений различных типов, затем простому высказыванию. — IV этап развитие навыков связной речи, умения планировать речевое сообщение, отбора необходимых слов и контроля за собственным высказыванием. При сенсорной алалии развивают понимание обращенной речи, коммуникативные умения и навыки. На подготовительном этапе проводят работу по формированию зрительного, тактильного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления. Особое внимание уделяют развитию слухового гнозиса. С помощью звучащих игрушек проводят стимуляцию восприятия неречевых звуков. Одновременно формируют психологические предпосылки восприятия речи: речеслуховое внимание, понимание речи в конкретной ситуации. На втором этапе основное внимание уделяют навыкам понимания речи вне конкретной ситуации. Для этого тренируют слуховую память, способность узнавать слова по их звуковой форме, умение соотносить слова с предметами и действиями. На третьем этапе формируют коммуникативные умения и навыки через развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических и фонетических операций, семантической и лексико-грамматической сторон речи. В логопедической работе с детьми с церебральными параличами в период речевого развития важное место занимает психотерапия, основная цель которой заключается в устранении болезненных психических проявлений и развитии адекватного отношения к себе, собственному дефекту и окружающей среде. Н.Н. Баль

Читайте также:  Простудные заболевания список болезней у людей от А до Я

Консультация для логопедов и воспитателей «Сравнительная характеристика дизартрии и алалии»

Елена Амеличкина
Консультация для логопедов и воспитателей «Сравнительная характеристика дизартрии и алалии»

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности.. При А происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии – нейробластов. Это недоразвитие мозга может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Многие дети с алалией не овладевают языком как знаковой системой и остаются неговорящими или почти неговорящими даже ко времени поступления в школу. Свойственный им сложный симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние не только на речевую коммуникацию, но в определенной степени и на развитие познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а нередко препятствует достижению значимых для формирующейся личности потребностей и стремлений.

Обобщая имеющиеся сведения об этиологии алалии, можно сделать следующие выводы.

1. Алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера.

2. Основное место в этом комплексе принадлежит вредностям, которые действуют в пренатальный и натальный периоды жизни детей и вызывают у них органические поражения центральной нервной системы. У большинства наиболее значимым вредоносным фактором является асфиксия во время родов, при которой поражаются многие отделы мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей необходимых для формирования языка.

3. Наблюдающиеся у многих детей с алалией в ранний период жизни частые соматические заболевания и разного рода отрицательные социально-психологические влияния, видимо усугубляют действие предшествующих вредоносных факторов биологического характера и в совокупности с ними расстраивают процесс усвоения языка.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения и просодической стороны, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. В этом определении раскрывается прежде всего симптоматика этого нарушения и его механизм.

Дизартрия – симптом сложного мозгового поражения бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера. Этиология ДЦП и дизартрии как симптома ДЦП недостаточно изучена. Раньше считалось, что основная причина – это родовая травма. Но как показали исследования последних лет (Е. Н. Винарская, более 80% случаев этой патологии – врожденные нарушения головного мозга, то есть внутриутробные нарушения. На основании этих исследований можно сказать, что патология, возникающая в родах, является вторичной причиной, которая в свою очередь может усугубить действие первичной.

Конкретные причины, приводящие к поражению мозга при дизартриимогут действовать в различные периоды: пренатальный (основной, натальный и постнатальный.

В пренатальном периоде отмечается токсикоз, заболевания матери в первую половину беременности,хронические заболевания матери: сердечнососудистые заболевания, туберкулез легких, тяжелые желудочно-кишечные заболевания и болезни печени, заболевания мочеполовой сферы, алкоголизм.

Натальный период характеризуется патологией родов (сухие затяжные или стремительные роды, асфиксией новорожденного, группа- и резус – конфликтной ситуацией.

В раннем постнатальном развитии отличаются следующие особенности: двигательное беспокойство, ничем необъяснимое нарушение сна, трудность удержания соска, вялость акта сосания, сменяющегося быстрым утомлением, имеют место частые поперхивания, обильные срыгивания, возможен отказ от груди. Отмечается невозможность удержать головку в вертикальном положении до 5-7 месяцев, запаздывание процесса хождения (до 1 года 2 месяцев).

Большое влияние оказывают и заболевания,перенесенные ребенком в тот период: вирусный грипп, пневмония, тяжелые формы желудочно-кишечных заболеваний, часто простудные и инфекционные заболевания, в некоторых случаях сопровождающиеся судорожными припадками на фоне высокой температуры.

В завершении следует отметить, что дети с дизартрией по клинико-психологической характеристикемогут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития: дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; дизартрия у детей с ДЦП; дизартрия у детей с олигофренией; дизартрия у детей с гидроцефалией; дизартрия у детей с ЗПР; дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция).

Ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из — за пареза круговой мышцы. Возможна асимметрия лица, черепа, рта, глазных щелей. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате – смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно –гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают пуговицы, шнуруют обувь. Их характеризует быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. У детей — алаликов выявляется общая моторная неловкость, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Отмечается понижение моторной активности, недостаточная ритмичность, нарушение динамического и статического равновесия (не могут стоять и прыгать на одной ноге, ходить на носках и на пятках, бросать и ловить мяч, ходить по бревну и т. д.). Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук. Имеются данные о преобладании у детей с моторной алалией левшества и амбидекстрии. Одни дети расторможены, импульсивны, хаотичны в деятельности, гиперактивны, другие, наоборот, вялые, заторможенные, инертные.

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др., особенно на уровне произвольности и осознанности.

При алалииимеются особенности памяти: сужение ее объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т. д. В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, Негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д. Иногда дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

У значительной части детей с дизартрией выражены параличи, парезы и апраксии органов артикуляторного аппарата, у детей с алалией они проявляются преимущественно в слабой степени, а у некоторых отсутствуют. Многие дети с алалией успешно выполняют артикуляторными органами все или большинство неречевых движений, сходных с элементами движений, которые входят в артикуляторные комплексы звуков. Дети с дизартрией не выполняют большинство из этих движений, или страдает качество их выполнения.

Читайте также:  Как сделать мышцы твердыми Все тонкости и секреты! ��

При дизартрии характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно – мышечного аппарата органов артикуляции. Анализируя речевое и психоневрологическое состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результата у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука р. Спастическое напряжение средней спинки языка делает все речь ребенка смягченной. при спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности – дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.

В нарушениях произношения доминируют замены звуков при дизартрии – искажения. У детей с алалией отмечается искажение небольшого количества преимущественно сложных по артикуляции звуков. Для сопоставляемой группы типично искажение большого количества как сложных, так и простых звуков. Замены и артикуляторно сложных и простых звуков характерны при алалии. Дети с дизартрией допускают замены преимущественно артикуляторно сложных звуков, при этом только замены звуков в их речи не отмечаются. Взаимозамены звуков сравнительно часты у детей с алалией и сравнительно редки при дизартрии. При алалии преобладают пропуски и артикуляторно сложных и простых звуков, дети с дизартрией преимущественно пропускают артикуляторно сложные звуки, наличие только пропусков звуков для них не типично. В речи с алалией достаточно часты повторения и перестановки звуков, при дизартрии – относительно редки.

В фонетической подсистеме для детей с легкой степенью дизартрии характерны не только нарушения произношения звуков, но и нарушения просодики, у детей же с алалией просодика, как правило, сохранна.

1. Ковшиков В. А Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика //Детская речь: норма и патология. Самара, 1996.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. преодаление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.

3. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской

4. Поваляева М. А. справочник логопеда. – Ростов – на –Дону: «Феникс», 2001.

Алалия лечение.

Причиной Алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга в родах, а также заболевания нервной системы или черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком в доречевом периоде жизни. Тяжелые степени Алалии, выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; более легкие случаи характеризуются ограниченностью словарного запаса, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма в дальнейшем.

Формы Алалии: моторная и сенсорная.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное в затруднении овладения активным словарным запасом и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. В основе Алалии моторной лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми;

Причиной алалии моторной является — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей, либо снижение функциональной активности данного центра.

Алалия моторная развивается при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса.

Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. Причиной алалии сенсорной является — поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной Алалии, и сенсорной Алалии.

Для лечения алалии оптимальным является комплекс процедур:

  • МИКРОТОКОВАЯ РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ
  • ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ и ДЕФЕКТОЛОГОМ,
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
  • ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ, подобранная индивидуально после окончания курса лечения, с учетом особенностей и состояния ребенка.

Примеры лечения:

Маша, 4 года. Диагноз: задержка речевого развития, моторная алалия. Объем памяти и внимания недостаточный. Речь понимает не в полном объеме. Одним и тем же лепетным словом обозначает несколько понятий. (Как говорит кошка, курица, собака, корова?» — «Аф.») Звукослоговая структура нарушена. На уровне звукоподражаний (мячик «оп-оп» — «по», дождик «кап-кап» — «пак-пак»). Использует жесты и мимику.

В результате лечения: после 1-го курса внимание стало более устойчивым. Несколько лепетных слов (топ-топ, тик-так, мак, кот). После 3-го курса появились отдельные слова, короткие предложения (Вова дай ам-ам).

Катя 4,5 года. Диагноз: задержка речевого развития, сенсорная алалия. Девочка суетлива, неусидчива. Внимание неустойчивое. К целенаправленной деятельности привлекается с трудом на непродолжительное время. Простые инструкции выполняет после неоднократного повторения. Узнавание предметов избирательно. Не понимает смысла сказанного. Пользуется жестами и мимикой. Речь отсутствует.

В результате лечения: после 1-го курса у девочки увеличилась познавательная активность, внимание стало более устойчиво. После 3-го курса частично начала понимать речь. Появилось гуление, лепет (оп-оп, ам-ам, ма-ма).

Ссылка на основную публикацию
Средство от папиллом ТОП лучших аптечных препаратов АРМЕДИКА ЭЛИТ
Импортное средство от папиллом Принцип действия Способствует сокращению папиллом и бородавок Эффективно воздействует на вирус папилломы человека Очищает кровь и...
Справка в бассейн всегда ли она нужна медицинский центр MedSwiss
Справка в бассейн Для занятий плаванием Вам может потребоваться справка в бассейн, которую можно сделать в медицинском центре «Медком». Получение...
Спрей назальный Stada СНУП — «СНУП лучший в сочетании эффект-привыкание плюс адекватная цена» Отзыв
Снуп 0,05% 15мл спрей назальный Дозировка: 0.05 % Фасовка: N1 Форма выпуска: спрей назальный Действующее вещество: --> Упаковка: фл. с...
Срок беременности 12 недель — ощущения, скрининг, питание, плод, выделения
12 неделя беременности Вот вы уже подошли к отметке 11-12 недель беременности. Это много или мало? Врачи говорят, что для...
Adblock detector