Студопедия — ОДОНТОМЕТРИЯ

Одонтометрия зуба что это

Поиск и подбор лечения в России и за рубежом

  • Новости стоматологии
  • Найти врача
  • Справочник терминов
  • О проекте
  • Карта сайта

СПИСОК ПОДРАЗДЕЛОВ

  • Анатомия челюстно-лицевой области
  • Анатомия полости рта
  • Анатомия верхней челюсти
  • Анатомия нижней челюсти
  • Строение зуба
  • Типы зубов
  • Молочные зубы
  • Эмаль зуба
  • Химический состав зуба
  • Дентин зуба
  • Цемент зуба
  • Пульпа зуба
  • Зубы мудрости
  • Клыки и моляры
  • Зубные ряды
  • Десна
  • Строение десны
  • Функции периодонта
  • Функции зубов
  • Слизистая полости рта
  • Особенности слизистой
  • Слюнные железы
  • Аномалии зубочелюстной системы
  • Аномалии прикуса
  • Анатомия периодонта
  • Анатомия языка
  • Аномалии зубных рядов
  • Диастема
  • Аномалии отдельных зубов
  • Аппарат прикрепления зуба
  • Короткая уздечка языка
  • Бруксизм
  • Стертость зубов
  • Клиновидный дефект зуба
  • Порядок прорезывания зубов
  • Эрозии полости рта
  • Регенерация слизистой рта
  • Рентгеноанатомия челюсти
  • Стоматология как наука
  • История стоматологии
  • Зубные суеверия
  • Методы исследования зубов
  • Зубная формула
  • СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Анатомия зубов
  • Методы исследования зубов

Современные методы исследования зубов человека

Современные методы исследования зубов человека.

Современный уровень развития науки и техники позволяет стоматологам использовать преимущества современных методов для быстроты и точности исследований, постановке правильного диагноза, предотвращение болезней на клеточном уровне.

К таким методам относятся:
1) Одонтоскопия.
Одонтоскопия — это визуальное изучение и описание особенностей строения зуба, который рассматривается в различных позициях. Описание зуба начинают с вестибулярной нормы, затем дают характеристику зуба в лингвальной, окклюзионной, аппроксимальной нормах. Завершают одонтоскопию рассмотрением полости зуба.

В каждой из норм включаются следующие характеристики:

  • формы структур (форма поверхностей коронки, форма бугорков окклюзионной поверхности, искривление корней);
  • количество морфологических образований (эмалевых валиков вестибулярной поверхности, бугорков жевательной поверхности);
  • качественные особенности структур (расщепление бугорка, наличие или отсутствие затеков эмали);
  • пространственное расположение образований (локализация бугорков окклюзионной поверхности, направление борозд жевательной поверхности, положение гребешков, направление выпуклости эмалево-цементной границы);
  • взаимное расположение структур (отношение друг к другу краевых гребешков, бугорков окклюзионной поверхности, корней в многокорневых зубах);
  • величина или степень выраженности морфологических структур (затеки эмали).
  • рельеф поверхности: наличие выступающих участков на коронке (эмалевые валики, гребешки, бугорки), углубления (борозды, ямки) на коронке и корне.

2) Одонтометрия.
Одонтометрия — совокупность методов измерения зуба. Для проведения одонтометрии используют штангенциркуль с заостренными ножками. Наиболее важными одонтометрическими параметрами являются: высота зуба, длина корней, высота коронки, диаметр коронки, диаметр шейки, диаметр коронки, диаметр шейки, выраженность кривизны эмалево-цементной границы.

3) Рентгенологические методы исследования
Включают внутри — и внеротовую рентгенографию, томографию, панорамную рентгенографию и ортопантомографию. Получение изображения при рентгенодиагностике основано на том, что разные ткани и органы человека поглощают рентгеновское излучение с разной интенсивностью. Изображение формируется либо на специально подготовленной пленке аналогичной применяемой в фотографии, либо на датчике, соединенном с компьютером.

  • Томография. Трехмерная реконструкция челюстно-лицевой области позволяет выявить положение, форму, размеры, строение всех элементов зубочелюстной системы, челюстно-лицевой области, верхнечелюстных пазух и височно-нижнечелюстных суставов за одно исследование.
  • Панорамная рентгенография. Даёт на одном снимке совместное изображение нижней и верхней челюсти. Круговое изображение показывает состояние зубного ряда от одного темпоромандибулярного сустава до второго. На рентгенограмме можно четко проследить не только состояние мягких тканей, но и структуру верхней и нижней челюсти.
  • Метод ортопантомографии или панорамный снимок зубов это рентгеновский снимок верхней и нижней челюстей.Рентгеновские лучи при этом проходят перпендикулярно к оси зуба на протяжении всего альвеолярного отростка челюсти. Данный метод исследования позволяет установить количество зубов, их взаимное расположение и наличие поражений тканей зуба.

4) Реодентография и фотоодонтография.
Применяются для исследования функционального состояния пульпы зубов. Реодентография основана на регистрации кровенаполнения пульпы зуба по изменению электрического сопротивления её тканей при пропускании электрического тока высокой частоты (600—800 кгц).

Фотоодонтография основана на регистрации кровенаполнения пульпы зуба по изменению её оптической плотности при просвечивании зуба с использованием источников света (в т. ч. полупроводникового лазера), с применением электронных (реоплетизмограф) и электронно-оптических (фотоплетизмограф) приборов, позволяющих графически регистрировать кровенаполнение и кровообращение тканей зуба с последующей математической расшифровкой результатов исследования. Эти методы помогают контролировать влияние некоторых лекарственных средств, используемых при лечении кариеса, пульпита и др., состояние пульпы при воспалении, повреждении, после препарирования зубов под искусственные коронки и др.

5)Определение резистентности эмали основано на свойствах минерализации, проницаемости и растворимости.

  • CRT-тест Мюлеманна и Вольгензингера основан на применении деминерализующего р-ра (1 н. р-р соляной кислоты) с кислотно-основным индикатором (0,02% водный р-р кристалл-виолета) и цветной реакции, по изменению цвета индикатора показывающей степень растворимости эмали зубов.
  • Способ определения резистентности эмали зубов В. К. Леонтьева основан на воздействии деминерализующего р-ра с последующим определением в нем кальция, по количеству которого определяют степень растворимости и, соответственно, резистентности эмали зуба.

6). Трансиллюминация
Просвечивание зубов с помощью малогабаритных мощных электроламп, гелий-неоновых, гелий-кадмиевых и др.лазеров. При просвечивании зуба хорошо обнаруживаются микротрещины, начальная стадия кариеса, другие дефекты зубной эмали, рецидивный кариес пломбированных зуб, воспаление, некроз пульпы, поддесневой зубной камень и др.

7).Методы исследования зубов с помощью функциональных нагрузок (тепло, холод, вазоактивные вещества, например никотиновая кислота, дозированные жевательные пробы и др.) предназначены для определения адаптационных и компенсаторных возможностей пульпы зуба, а также позволяют выявить скрытый патологический процессы.

Любопытный факт

Широкое применение имплантатов в современной стоматологии стало возможным благодаря профессору Ингвару Бранемарку из Швеции, который в 1965 году открыл остеоинтеграцию – процесс заживления и сращивания костной ткани с титановым имплантатом. Биоинертность титана практически свела на нет его отторжение организмом.

Первыми «стоматологами» были этруски. Они вырезали искусственные зубы из зубов различных млекопитающих уже в 7 веке до н.э., а также умели изготавливать мостовидные протезы, достаточно прочные для жевания.

Бесплатный фрагмент — Методы расчета размеров зубов. Одонтометрия

Руководство для врачей

Флейшер Григорий Михайлович (Dr Grigori Fleicher) родился 11 января 1970 года в Перми.

Лето 1977–1978 гг. — школа юнг, Краснознаменный Черноморский Флот СССР (г. Одесса).

В 1980 г. награждён именной настольной медалью и кортиком-ручкой.

В 1987 г. — окончил школу №77 с углублённым изучением английского языка, г. Пермь.

1988–1993 гг. — учился на стоматологическом факультете Пермского государственного медицинского института.

1995–1996 гг. — член Международной ассоциации молодых стоматологов (Young Dentists Worldwide, YDW).

1995–1996 гг. — член Международной ассоциации стоматологов (FDI World Dental Federation). С 1997 г. по н. в. — действительный член Международной академии пародонтологии (International Academy of Periodontology, IAP, New-York).

С 1997 г. по н. в. — член Стоматологической ассоциации Росси и (СтАР).

В 2001 году была совместно написана и опубликована работа с проф. Г. А. Пашинян (г. Москва). Д-р Г. М. Флейшер является учеником профессоров А. В. Алимского и Г. В. Банченко (ФГБУ «ЦНИИС и ЧЛХ» МЗ РФ, г. Москва). Совместно были написаны и опубликованы в различных медицинских изданиях работы, посвященных изучению заболеваний слизистой оболочки полости рта, гальванозу, гигиенистам стоматологическим и детской стоматологии.

Впервые в Росси и с 1999 по 2010 гг на базе Стоматологического центра КМСЧ ОАО НЛМК Д-р Г. М. Флейшер на общественных началах организовал кабинет профилактики стоматологических заболеваний, в котором находилась Выставка средств гигиены полости рта. Целью создания кабинета была пропаганда и программа обучения правильной чистке зубов, языка, выполнение гигиенических манипуляций, выбор необходимой зубной пасты, щетки, ополаскивателя и т. д., обучение пациентов рациональному использованию средств и методов ухода за зубами, пропаганда здорового образа жизни и т. п. Также на базе кабинета проходили обучение и стажировку студенты (гигиенисты стоматологические) Липецкого медицинского колледжа. Д-р Г. М. Флейшер проводил тематические уроки среди школьни ков в школах г. Липецка, выступал на Липецком радио, телевидении.

В 2006 г за проделанную работу был награжден Дипломом Стоматологической Ассоциации Росси и «Лауреат финала Чемпионата стоматологического мастерства в номинации Профилактика cтоматологических заболеваний».

Область научных интересов: судебная медицина, стоматология (история, развитие, организация, управление стоматологии, пародонтология, детская стоматология, ортопедическая стоматология, имплантология, ортодонтия).

Действительный член IAP, писатель, поэт, двукратный рекордсмен мировой Книги рекордов Гиннеса, четырехкратный рекордсмен Книги рекордов Росси и. Результаты многолетних исследований обощены в 70 монографиях и более 250 научных публикаций, среди них серия книг для детей «Дентилюкс». Здоровые зубы — залог здоровья нации», направлена для пропаганды, коррекции навыков и обучению авторской методики подрастающего поколения правилам рационального индивидуального ухода за полостью рта.

Читайте также:  Ванны при остеохондрозе эффективность и виды, применение дома

С 1993 г. по н.в. проживает в Липецке и работает врачом-стоматологом (работал — врачом-судебно-медицинским экспертом-стоматологом в Липецком областном бюро судебно-медицинской экспертизы, преподавателем — учебный центр КМСЧ ОАО НЛМК, Липецкий медицинский колледж). Липецкий стоматолог Д-р Г. М. Флейшер в 2008 г попал на страницы всемирно известного издания как обладатель самой большой в мире коллекции зубных щеток. Коллекция насчитывала тогда 1320 различных единиц. Коллекция предметов для гигиены полости рта насчитывала — более 3000 единиц. Сейчас она значительно выросла. Помимо зубных щеток в коллекции Д-ра Г. М. Флейшер — зубные пасты, спреи, ополаскиватели, зубочистки и другие средства гигиены полости рта, всего — свыше 4500 экземпляров

Четырехкратный рекордсмен Книги рекордов Росси и:

— Самая большая коллекция различных зубных щеток.

— Наибольшее количество книг, изданных одним автором за 3 месяца в одном книжном издательстве.

— Наибольшее количество книг, изданных одним автором за 1 год .

— Наибольшее количество книг, изданных одним автором за 1 месяц.

Дети: дочь Кристина (19.04.1994).

С 2017 г публикует свои стихотворения для детей в изданиях Интер нацио нального союза писателей.

2017 г. — диплом за вклад в современную поэзию (Интер нацио нальный Союз писателей).

2018 г. — диплом номинанта литературной премии Гомера (Интер нацио нальный Союз писателей).

В 2019 г координатор Интер нацио нального Союза писателей прислал приглашение Флейшер Г. М. стать делегатом ИСП и представить одно из своих стихотворений для детей на 19 Все росси йской литературной конференции «РосКон». По итогам данной конференции Флейшер Г. М. был награжден следующими дипломами:

— полуфиналист литературной премии «рыцарь фантастики и детской литературы»,

— финалист литературной премии им. Белинского.

1. Дизайн возрастных элементов

С течением времени зубы у человека претерпевают изменения. Таким образом, необходимо учитывать и возрастную специфику. Так, улыбка у молодых индивидуумов характеризуется длинными центральными резцами, которые намного длиннее, чем соседствующие с ними латеральные резцы. Это придает им форму прямоугольника, где ширина составляет 60 и меньше процентов от длины. Характерен неровный режущий край с маммелонами, а также закругления медиального и дистального углов. Благодаря этим закруглениям интерпроксимальная контактная точка между резцами смещается к десне от середины зуба. Цвет зубов у молодого человека всегда светлее, чем в последующие фазы его жизни.

Две основные приметы процесса старения в зубочелюстной системе — снашиваемость и стираемость твердых тканей зубов, которые проявляются укорочением центральных резцов, истончением слоя эмали на зубах, приводящим к потемнению цвета зубов. Укорочение центральных зубов приводит к выравниванию их длины с латеральными резцами, изменению соотношения длины к ширине до 1:1. Изнашивание притупляет режущий край, стирает маммелоны и создает острые мезио-дистальные углы.

3. Дизайн гендерных элементов

Многие исследователи морфологии зубов отмечают, что зубы человека имеют «половой ди морфи зм», который наиболее выражен у латерального резца верхней челюсти. У женщин этот зуб сужается к шейке, а боковые стороны дивергируют к закругленному режущему краю. Сам зуб значительно уже, чем центральный резец.

Мужской латеральный резец шире у шейки, менее дивергирует и имеет форму квадрата. Режущий край у него плоский, а размер по ширине приближается к ширине центрального резца.

Исторически сложилось так, что длинные заостренные клыки используются как атрибут агрессивности в кинематографе и различных видах визуального искусства. Выработанный стереотип приходится учитывать стоматологам. С точки зрения дизайна, выраженный рвущий бугор клыка придает агрессивную характеризацию, мужественность. И, наоборот, малозаметный «пассивный» клык придает лицу пациента добродушное выражение.

1. Формулы для изучения одонтометрических показателей

2. Интердентальные индексы

Для определения половых, расовых особенностей и степени редукции зубов применяют индексы, позволяющие установить различия между зубами в пределах одного класса и зубов разных классов, так называемые интердентальные индексы.

Межрезцовый индекс вычисляют для резцов верхней челюсти, он дает представление об уровне редукции латерального резца:

Межрезцовый индекс = М-Д размер коронки латерального резца / М-Д размер коронки медиального резца*100

Индекс премоляров вычисляют для нижнего зубного ряда, он показывает отношение мезиально-дистальных размеров этих зубов:

Индекс премоляров = М-Д размер коронки второго премоляра / М-Д размер коронки первого премоляра * 100

Средний модуль ряда моляров: mcorM (1—2) = (mcor M1 + mcor M2) /2, вычисляется для зубов класса моляров в каждом квадранте верхних и нижней челюстей.

Как правило, у постоянных зубов человека индекс премоляров больше 100, что свидетельствует о преобладании размеров второго премоляра над размерами первого премоляра нижней челюсти.

Самыми стабильными зубами являются первые постоянные моляры. В связи с этим предлагают его размеры сравнивать с аналогичными размерами других зубов. Индексы, показывающие отношение размеров зуба к размерам первого моляра, носят название стэп-индексов.

Р. Сельмер-Ольсен предложил ряд стэп-индексов по мезиально-дистальному размеру, условно пронумеровав их:

1) М-Д размер коронки первого премоляра / М-Д размер коронки первого моляра * 100

2) М-Д размер коронки второго премоляра / М-Д размер первого моляра * 100

3) М-Д размер коронки второго моляра / М-Д размер коронки первого моляра * 100

4) М-Д размер коронки третьего моляра / М-Д размер коронки первого моляра * 100

Стэп-индексы можно составить по вестибулярно-язычным размерам, по модулю коронки и другим показателям.

В ряде случаев применяются индексы, показывающие взаимоотношение размеров различных групп зубов. Такие показатели носят название индексов зубных групп.

1) Сумма М-Д размеров медиального, латерального резцов и клыка / Сумма М-Д размеров первого и второго моляров * 100

2) Сумма М-Д размеров первого и второго премоляров / Сумма М-Д размеров первого и второго моляров * 100

Стэп — индексы: группа индексов в основе имеющих сравнение моляров и премоляров с самым стабильным зубом челюсти — первым моляром:

— отношение взято между вестибуло-лингвальными размерами коронок:

Индексы зубных групп: показывающие отношение размеров зубов разных отделов к размерам моляров (по мезио-дистальному размеру):

(MdcorM1+MDcorM2) / (MDcorM1+MDcorM2) *100

(MdcorP1+MDcorP2) / (MDcorM1+MDcorM2) *100

Индексы антагонистов: показывающие отношение между размерами одноименных зубов верхних и нижней челюстей (по мезио-дистальному размеру):

(MdcorI1+MDcorI2+MDcorC) / (MdcorI1+MDcorI2+MDcorC) *100

(MdcorP1+MDcorP2) / (MDcorP1+MDcorP2) *100

(MdcorM1+MDcorM2) / (MDcorM1+MDcorM2) *100

Вычислена сумма мезио-дистальных размеров 12 постоянных зубов для верхних и нижней челюстей (резцы, клыки, премоляры, первый, второй моляр); сумма мезио-дистальных размеров 4 зубов для верхних челюстей (резцы, клыки).

3. Определение длины и ширины зубов

Нормальная зубочелюстная система является исходной для формирования искусственных зубных рядов, зубов и прикуса больного.

Однако в практической работе врача интересуют не абсолютные числа, а лишь пропорции, и конкретные соотношения размеров зубов и лица. Как утверждает А. Соколовский, «пропорции, установленные опытным глазом известных художников, в основном совпадают с результатами точных измерений и могут быть использованы как в искусстве, так и в науке».

Выявленные рядом ученых отдельные закономерности в соотношении ширины и высоты лица и зубов используются при постановке зубов. Так, Baiters, Berry (по Lejoyeux, 1967) установили зависимость между длиной лица и высотой центральных верхних резцов. Это соотношение равно 1: 20. Искомая длина (а также и ширина) резца может быть получена путем непосредственного расчета или автоматически с помощью специальных аппаратов. Сведения о ширине отдельных зубов по данным литературы суммированы нами в табл. 1.

Соотношение ширины зубов (З) и лица (Л)

(ширина зубов/ ширина лица)

Примечание : Ширина лица определяется расстоянием между точками zigion (наиболее выступающие участки скуловых костей)

И даже можно придать реставрации черты характера пациента. Отправной точкой в дизайне улыбки являются центральные резцы верхней челюсти. Это те зубы, на которые в первую очередь бросается взгляд. Критическими факторами для них являются ширина, длина, отношение к косметическому центру и соотношение с боковыми резцами (2). Для определения их идеальной ширины и высоты можно пользоваться правилом «1 к 16».

1) Идеальная высота центрального резца составляет 1/16 от расстояния между прямой линией, соединяющей зрачки до основания подбородка.

2) Идеальная ширина 1/16 расстояния между косметическим центром лица и выступом скуловой кости.

Фирма Дентсплай предложила прибор «Tooth size indicator», с помощью которого можно определить идеальный размер центральных резцов для данного лица (2).

При определении оптимального положения резцов необходимо принимать во внимание такие факторы, как фонетика, линия улыбки и ориентацию зубов относительно верхней губы.

Согласно Lee, 1962, ширина центрального резца равна 1/4 ширины носа или 1/2 ширины выемки верхней губы ( filtrum ), а также ширине бокового резца плюс половина ширины клыка.

Читайте также:  Влияние курения на потливость Интенсивность потоотделения у курящих людей

Полученные средние величины могут быть использованы в повседневной практике врачей. На этих средних величинах и базируется статическая, лабораторная часть постановки искусственных зубов. Статическая постановка зубов должна быть затем индивидуализирована путем использования функциональных признаков (жевания, речи, глотания), присущих данному человеку.

Ширину передних зубов можно определять по методике, предложенной Ли. По его данным, расстояние от клыка до клыка верхней челюсти совпадает с шириной основания носа.

Для измерения ширины крыльев носа существует специальное приспособление — аламетр. С его помощью можно определить самое широкое место основания носа и по полученной величине выбрать гарнитур зубов соответствующего размера. Стрелочка на аламетре показывает на шкале точную ширину основания носа. В нижней части инструмента имеется рекомендация по выбору формы зуба.

Важным ориентиром при постановке передних зубов является линия смыкания губ. Длина верхней губы определяется с помощью папилламетра.

Измерение проводят на прямо сидящем пациенте при расслабленных мимических и жевательных мышцах. Верхнюю пластинку папилламетра устанавливают на резцовом сосочке и по шкале определяют длину губы.

Из полученной величины нужно вычесть 2 единицы из-за наличия некоторой напряженности верхней губы при наложении папилламетра и упругости резцового сосочка. Окончательную величину длины губы записывают в наряде для зубного техника.

4. Пропорции челюстно-лицевой области по Переверзеву В. А.

В настоящее время изучено и определено множество параметров пропорционального соотношения частей лица и элементов зубочелюстной системы. Пропорции, приведенные ниже, рекомендованы для гармоничного построения размеров коронок фронтальных зубов, что немаловажно для моделирования зубного ряда при ортопедическом и терапевтическом лечении.

Ширина фильтрума в покое/ Ширина верхнего центрального резца = ½

Физиологическая высота/ Высота верхнего центрального резца = 20/1

Ширина ротовой щели в покое/ Ширина 6 верхних фронтальных зубов = 1/1

Межглазничная ширина/ Ширина зубной дуги 4 верхних резцов = 1/1

Ширина основания носа при улыбке/ Ширина фронтальных зубов = 1/1

5. Принцип «Золотого сечения»

Одним из самых известных методов — изучение «Золотой Пропорции», математического понятия, первоначально введенного египтянами. Оно часто использовалось, чтобы охарактеризовать элементы идеальной улыбки и формы лица. Понятие «золотой пропорции» связано с появлением в 13 веке числа Фибоначчи (1,618), не утратившим своей актуальности по сей день.

В XIII веке итальянский математик Фибоначчи открыл правило «золотого сечения» или соотношения 1 к 1,618, магия этих чисел заключалась в том, что:

0,618: 1 = 1: (1 +0,618)

или 1,618 х 0,618 = 1

С тех пор правило «золотого сечения» неоднократно применялось в исследованиях по нормальной анатомии человека. В 60-х годах прошлого века Рикеттс обнаружил, что и в стоматологии существуют «золотые пропорции».

Соотношение 1:1,618 прослеживается во многих параметрах зубов и зубных дуг:

1) Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего.

2) Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами.

3) Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров.

4) Ширина четырех резцов нижней челюсти и 6-ти фронтальных зубов верхней.

Изучая пропорционирование частей тела, антропологи обнаружили зависимости, близкие к «золотому сечению», т. е. деление в крайнем и среднем отношениеях. Под ним понимают деление величины на две неравные части так. Что целое относится к большей части (13:8) как большая часть относится к меньшей (8:5). Для практических целей Герингером был сконструирован циркуль, автоматически разделяющий любой отрезок по правилу «золотого сечения». Примечательно, что отношение a n+1 / a n с увеличением n стремится как раз к пропорции «золотого сечения». Многие методы определения пропорциональности в стоматологии основываются на этом правиле.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ, ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ НАВЫКОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Омская государственная медицинская академия (г. Омск)

В статье приведены результаты исследования этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии. Анализ исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

Ключевые слова: эстетическая стоматология, моделирование зубов.

К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, которые не всегда безосновательны. Действительно, восстановление отсутствующих тканей производится достаточно поспешно, шаблонно, как правило, на изучение индивидуальных особенностей пациента у врача не хватает времени [1, 5]. Несмотря на то, что стоматологи находятся в достаточно жестких рамках повседневной практической работы, готовить докторов следует как будущих профессионалов с хорошо развитым вкусом и творческим воображением [2, 4, 3].

Нами проведено научно-прикладное исследование этапов творческого развития студентов, врачей-интернов, терапевтов-стоматологов с различным профессиональным стажем работы в эстетической стоматологии. Было проанализировано состояние творческих возможностей в художественном моделировании 160 человек, учащихся и выпускников стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии, и сформировано 4 группы.

Первую группу составили студенты второго курса стоматологического факультета в количестве 50-ти человек. Вторую группу — врачи-интерны (50 человек). Третью группу — врачи стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности до 10-ти лет (30 человек). Четвёртую группу — врачи стоматологи-терапевты со стажем работы по специальности свыше 10-ти лет (30 человек).

Перед всеми обучающимися ставились единые задачи и условия их выполнения. Необходимо было участие каждого в трёх этапах моделирования.

Первый этап заключался в следующем: из подручного материала (пластилин) каждым участником моделировался клык верхней челюсти. Конструирование основывалось на знаниях нормальной анатомии, собственных представлений о габаритах, форме, объёме зубов.

Второй этап заключался в изучении теми же лицами морфологии интактных клыков, подробном рассмотрении основных элементов коронки зуба, детальном определении микрорельефа поверхностей, пропорциональных соотношений габаритных размеров зуба. Целенаправленно участников знакомили c учебно-методическим комплексом по теме «Моделирование зубов», разработанным на кафедре терапевтической стоматологии Омской государственной медицинской академии. Изучение учебно-методического комплекса даёт возможность обучающимся освоить основные этапы восстановления твёрдых тканей коронок зубов.

Участникам объяснялся алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, демонстрировались методы одонтометрии с указанием размеров зубов на примере коронки клыка верхней челюсти. Обучающиеся имели возможность ознакомиться с цветными фотографиями, рисунками, схемами, поясняющими этапы моделирования коронок зубов человека. Далее каждому участнику выдавался интактный клык, при этом предлагалось на основании имеющихся знаний в области моделирования грамотно описать его форму, увидеть за счёт чего образуется индивидуальность поверхностей и создать подобную форму из подручного материала (пластилина).

Третий этап моделирования заключался в следующем. Участники должны были на основании уже более глубоких знаний по анатомии и моделированию зубов, полученных во время обучения на кафедре терапевтической стоматологии ОмГМА, а также зрительных наблюдений за разнообразными формами клыков, учитывая собственные представления об анатомии зубочелюстной системы, смоделировать из пластилина клык верхней челюсти (искомый образец отсутствует).

По ходу проведения основных этапов моделирования нам удалось проследить, как у одних и тех же участников обучения происходит процесс усвоения информации, как совершенствуются и развиваются их мануальные навыки.

Изначально группе студентов 2-го курса стоматологического факультета Омской государственной медицинской академии в количестве 50-ти человек было предложено вылепить из пластилина верхний клык. На начальном этапе моделирования уровень их подготовки ограничивался общими представлениями об анатомии зуба, а также индивидуальными знаниями и наблюдениями за формой клыка. Результаты наблюдения выявили уровень познания и ступень изначальной мануальной подготовки студентов.

Рис. 1 отражает результаты моделирования клыков верхней челюсти, исполненные двумя студентами (варианты А, В) в процессе работы на 1-м этапе.

Рис. 1. Моделирование верхнего клыка, 1-й этап

К сожалению, созданные модели не удовлетворяли как самих студентов, так и преподавателя, смотрелись нелепыми и «оставляли желать лучшего».

Рис. 2 отражает результаты моделирования клыков верхней челюсти, исполненных теми же студентами (варианты А, В) в процессе работы на 2-м этапе (имеется искомый образец: интактный верхний клык).

Рис. 2. Моделирование верхнего клыка, 2-й этап

Созданные модели из подручного материала (пластилина) достаточно идентично и подробно передают форму, объём, габариты копируемого объекта (интактный клык) в различных ракурсах.

Результаты работы фиксировались аналогично 1-му этапу. Нами отмечено, что при внедрении в процесс обучения определённых методик конечный результат восстановления коронок зубов оказался удовлетворительным.

Третий этап моделирования подтверждает наибольшую сложность исполнения задания именно на данной ступени творческого развития. Отсутствие искомого образца приводит к частичной потере зрительной памяти, наблюдательности, оставшиеся резервные силы организма заставляют исполнителя работать в более жёстком режиме. Интересно отметить, что в процессе исполнения третьего этапа моделирования учащиеся находятся в более экстремальной ситуации в связи с тем, что копируемый объект отсутствует (рис. 3). Моделирование верхних клыков исполнено теми же студентами (варианты А, В).

Читайте также:  Запор - это проблема - как избавиться от запора - срочные меры

Рис. 3. Моделирование верхнего клыка, 3-й этап

Также интересно было проанализировать как у лиц, имеющих различный стаж работы по специальности «Стоматология терапевтическая», проходят этапы моделирования, как при этом соотносится время и качество выполнения задания, какова самооценка результатов и оценка работы со стороны преподавателя. Сведения об этом представлены в сводной табл. 1.

Сравнительная характеристика состояния творческих возможностей студентов, врачей стоматологов-терапевтов с различным стажем работы по специальности при моделировании зубов

№ этапа Количество участников Характеристика групп, стаж по специальности Время исполнения Самооценка (в баллах) Оценка преподавателя (в баллах)
I 50 Студенты 2-го курса 1 ч 20 мин 3,2 1,5
II 50 Студенты 2-го курса 5 ч 20 мин 4,3 3,8
III 50 Студенты 2-го курса 4 ч 50 мин 3,8 2,8
Итого 11 ч 30 мин
I 50 Врачи-интерны 2,5 ч 3,8 3,2
II 50 Врачи-интерны 9 ч 35 мин 4,6 4,3
III 50 Врачи-интерны 7 ч 50 мин 3,9 3,8
Итого 19 ч 55 мин
I 30 Врачи, до 10-ти лет 3 ч 10 мин 3,5 3,2
II 30 Врачи, до10-ти лет 7 ч 25 мин 4,4 4,3
III 30 Врачи, до 10-ти лет 5 ч 50 мин 3,8 3,9
Итого 16 ч 25 мин
I 30 Врачи, свыше 10-ти лет 2 ч 30 мин 3,0 2,9
II 30 Врачи, свыше 10 -ти лет 12 ч 15 мин 3,9 4,0
III 30 Врачи, свыше 10-ти лет 6 ч 10мин 3,8 3,6
Итого 20 ч 55 мин

Нами был проведён анализ результатов исследования, подтверждающий необходимость внедрения в учебно-методический комплекс новых принципов и подходов к реставрации зубов.

Регистрировалось время, затраченное на исполнение всех этапов моделирования клыка. Так, меньшее количество времени понадобилось студентам 2-го курса стоматологического факультета, при полном и последовательном осуществлении всех этапов оно составило в среднем 11 ч 30 мин. Большее количество времени при прохождении всех этапов было затрачено профессионалами со стажем работы свыше 10-ти лет и составило 20 ч 55 мин. Достаточно длительное время при моделировании было потрачено группой лиц, которую составили врачи-интерны, их время в среднем достигало 19 ч 55 мин. Оптимальный вариант моделирования был предложен врачами со стажем профессиональной деятельности по специальности «Стоматология терапевтическая» до 10-ти лет (16 ч 25 мин).

При анализе проведённого исследования обращает на себя внимание такой показатель, как оценка результатов моделирования. Нами было зафиксировано, как с одной стороны оценивает своё творчество специалист, моделирующий зуб, и какие баллы выставляет ему курирующий преподаватель, анализируя изготовленную модель.

Оказалась, что в первой группе обучающихся отмечается завышенная самооценка результатов своего труда, а оценка преподавателя, выставленная в конечном итоге, была в два раза ниже. Так, студенты второго курса, имея малый клинический опыт, не совсем достаточный багаж знаний, укладываются в предлагаемый режим моделирования за небольшой промежуток время. При этом конечный результат изготовленных моделей не совсем соответствует предъявлемым к ним требованиям и не удовлетворяет как самих студентов, так и курирующего преподавателя.

Врачи-интерны, вооружаясь знаниями, применяя различные методики использования зрительной памяти, наблюдательности, проведения анализа конструкции модели затрачивают времени на моделирование с целью достижения положительного конечного результата в 1,5 раза больше. Им удаётся достичь положительного конечного результата, что подтверждают удовлетворительные оценки, выставленные курирующим преподавателем.

Врачи со стажем до 10-ти лет находятся в состоянии наиболее активной трудовой деятельности. Именно в этот период профессиональной деятельности врачи испытывают наименьшие трудности с определением цветовой гаммы, формы, хорошо улавливают микрорельеф поверхностей, а также выдерживают большие физические нагрузки, обусловленные спецификой работы. Экспертная оценка преподавателя, характеризующая качество исполнения, практически совпадает с самооценкой врачей на каждом этапе моделирования клыка. Способность воспринимать новую информацию, интерес к познанию современных технологий именно в этот период творческого развития личности дают плодотворные результаты в клинике терапевтической стоматологии.

Специалисты с профессиональным стажем, превышающим 10 лет, занимают особое положение среди рассматриваемых групп. Это люди, имеющие достаточный практический опыт работы в клинической стоматологии, активно применяющие имеющиеся знания. В силу сложившихся обстоятельств, внедрения современных технологий в терапевтическую стоматологию врачи работают композиционными материалами как химического отверждения, так и фотополимерами. Ими освоены различные методики моделирования зубов, они свободны в выборе пломбировочного материала, применяемого для моделирования, и досконально знают особенности работы с тем или другим пломбировочным материалом. Все эти факторы имеют значение и влияют на конечный результат моделирования. По мере развития мануальных навыков, накопления знаний, практического опыта и видения ситуации соотношение между самооценкой и оценкой преподавателя в области моделирования выравнивается. Повышенная ответственность, критическое отношение к изготовленной продукции увеличивают время, затрачиваемое на моделирование зубов. Однако именно профессионалам данной группы удаётся достигнуть хороших результатов на протяжении всех этапов моделирования.

Таким образом, анализ наших исследований подтверждает необходимость преподавания углублённых знаний анатомии зубов, внедрения методик развития зрительной памяти, наблюдательности, совершенствования творческих подходов в художественной стоматологии.

В настоящее время в стоматологическом сообществе складывается обстановка, когда профессионалы готовы к принятию и внедрению инновационных технологий и их апробации в клинической стоматологии. Инновационная направленность педагогической и врачебной деятельности предполагает включение преподавателей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения, создания на кафедре определённой инновационной среды.

  1. Бойко В. В. Честный стоматолог : быть или казаться? / В. В. Бойко // Институт стоматологии. — 2004. — № 2(23). — С. 6–10.
  2. Кемерчева С. В. О методических подходах к эстетики в стоматологии / С. В. Кемерчева // Вопросы стоматологического образования : юбилейный сб. науч. тр. — М., Краснодар, 2003. — С. 140–142.
  3. Рогожникова Р. А. Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов / Р. А. Рогожникова, Н. А. Дзараева, В. О. Гридина // Проблемы стоматологии. — 2005. — № 4. — С. 12–13.
  4. Скляров И. А. Диагностика и планирование эстетического лечения / И. А. Скляров, Д. В. Жерехов // Институт стоматологии. — 2003. — № 4(21). — С. 74–75.
  5. Цимбалистов А. В. Анализ конфликтных ситуаций в стоматологической практике Санкт-Петербурга / А. В. Цимбалистов, О. Я. Зултан, Ю. Г. Голинский // Труды V съезда СтАР. — М., 1999. — С. 37–39.

Учредитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России)

Государственная лицензия ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России
на образовательную деятельность:
серия ААА № 001052 (регистрационный № 1029) от 29 марта 2011 года,
выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки бессрочно

Свидетельство о государственной аккредитации ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России:
серия 90А01 № 0000997 (регистрационный № 935) от 31 марта 2014 года
выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки
на срок по 31 марта 2020 года

Адрес редакции: 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 52
тел./факс: (383) 229-10-82, адрес электронной почты: mos@ngmu.ru

Выпуск сетевого издания «Медицина и образование в Сибири» (ISSN 1995-0020)
прекращен в связи с перерегистрацией в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences» (ISSN 2542-1174). Периодичность выпуска — 4 раза в год.

Архивы выпусков «Медицина и образование в Сибири» доступны на сайте с 2006 по 2016 годы, а также размещены в БД РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) на сайте elibrary.ru.

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) —
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-72398 от 28.02.2018.

© ФГБОУ ВО НГМУ Минздрава России, 2020

22.05.2017
Сетевое издание «Медицина и образование в Сибири» преобразовано в печатное издание «Journal of Siberian Medical Sciences». Дата перерегистрации: 18.05.2017. Свидетельство о СМИ: ПИ № ФС 77-69793.
Подробнее >>

03.04.2017
С 2017 года Издательско-полиграфическим центром НГМУ осуществляется выпуск печатного издания «Сибирский медицинский вестник».
Подробнее >>

08.02.2016
Уважаемые авторы! Открыт прием статей во 2-й номер 2016 года (выход номера — середина мая 2016 г.).
Подробнее >>

11.01.2016
Уважаемые авторы! Продолжается прием статей в 1-й номер 2016 года (выход номера — конец февраля 2016 г.).
Подробнее >>

28.12.2015
Уважаемые авторы! Сетевое издание входило в Перечень ВАК до 30 ноября 2015 г. Работа по включению издания в новый Перечень ВАК продолжается.
Информация о формировании Перечня ВАК
Подробнее >>

Ссылка на основную публикацию
Студопедия — В сосудистой рефлексогенной зоне
Мир психологии психология для всех и каждого Главная О нас История Команда Новости Сайт Пресса Дети Стихи детей Рассказы детей...
Стоматология Силикон на Молодогвардейской — отзывы, цены, врачи
Силикон, стоматологическая клиника отзывы Ваши отзывы не останутся незамеченными! Официальный представитель этой организации отвечает на отзывы на этом сайте. Очень...
Стоматология у метро Парнас, Санкт-Петербург — 15 мест �� (адреса, фото) HipDir
Метро парнас стоматология Основное правило нашей клиники - мы применяем только те материалы и технологии, в эффективности и надежности которых...
Студопедия — Методы определения кетоновых тел в моче
6. Качественные реакции на кетоновые тела в моче: а) проба Легаля Метод основан на способности ацетона и ацетоацетата в щелочной...
Adblock detector