Тревожный симптом патологии у новорожденных – клиника «9 месяцев»

Почему новорожденный смотрит в одну сторону

Получите 14 критически важных рекомендаций по уходу за малышом до года!

Если ребенок клонит голову в одну сторону, маме нужно разобраться, почему он так делает.

Распространённые причины привычного наклона головы у ребенка:

  • ношение грудничка на одной и той же руке и в одной и той же позе;
  • такое положение детской кроватки, при котором младенцу приходится смотреть только в одну сторону, чтобы увидеть маму;
  • сон малыша только на одном боку;
  • нахождение взрослого всегда с одной стороны от ребенка.

Как видите, все причины завязаны на том, что мама делает манипуляции с младенцем с какой-то одной стороны. К сожалению, она не всегда обращает на это внимание. Поэтому ребенок клонит голову на бок влево или вправо.

Ниже читайте, какие приемы помогают отучить грудничка смотреть в одну сторону.

Как исправить привычный наклон головы у малыша?

Как мы с ним боролись:

  • носили таким способом, как на этом видео. Клали на руку правым боком, голова лежит правым ушком. Так мы не давали ребенку наклонить голову еще больше вправо в привычное положение;
  • в вертикальном положении носили дочку то на правой, то на левой руке;
  • в кроватке и коляске вдоль правой щеки клали валик из полотенца. Он не давал Нике сильнее наклонить голову вправо.

К действиям, описанным выше, хочу добавить еще несколько советов:

  1. При ношении малыша, как на видео, ориентируйтесь на любимую сторону грудничка. Если у вашего ребенка привычный наклон влево, кладите его на руку левым боком.
  2. Для предупреждения привычного наклона головы положение новорождённого в кроватке нужно менять постоянно. Один день кладите его головой к одному изголовью, в другой — к противоположному. Если карапуз хочет все время быть лицом к вашей кровати, то ему придется поворачивать голову то налево, то направо.
  3. При вертикальной позе ребенка, следите, чтобы его голова находилась то у правой, то у левой вашей щеки.
  4. В онлайн-курсе 0-3 и 3-6 месяцев я детально показываю упражнения, которые помогают справиться с привычным наклоном головы без прикладывания усилий к голове и шее.

Привычный наклон у дочки прошёл, конечно, не за один день. Но моя жена Таня справилась, а значит и вы сможете.

ЦСП медицинский центр

многопрофильный медицинский центр

Развитие ребенка первых трёх месяцев жизни

Развитие ребёнка с первых дней жизни является сложным дифференцированным процессом, который можно рассматривать в разных аспектах. Нормальное развитие малыша с точки зрения темпа характеризуется неравномерностью в плане формирования отдельных психоневрологических функций у разных детей и в плане развития определенной функции у одного и того же ребенка. Каждому возрастному периоду свойственно приоритетное развитие определённой психоневрологической функции, которое сопровождается временным замедлением или даже остановкой развития других функций.

Все функциональные системы организма имеют оптимальный период реализации, когда функции организма ребенка из внутренней неразвитой потенции переходят в конкретную способность общения его с внешней средой. Именно в определённый период обычно осуществляется наиболее быстрое и полноценное развитие функции. В связи с этим чрезвычайно важное значение приобретает поддержка и развитие специфических для конкретного возраста качеств, поскольку уникальные условия, создаваемые природой, в будущем не повторятся и то, что не сформировано в каждый конкретный период развития малыша, наверстать в дальнейшем будет трудно или попросту невозможно.

Важная часть исследовательской деятельности малыша по освоению окружающего мира – это детская игра. Малыш всерьез и с интересом знакомится с предметами окружающего мира, в первую очередь с игрушками, к выбору которых родители должны относиться очень серьёзно. Постараемся описать, как организовать игровое пространство ребёнка в течение первых месяцев его жизни, чтобы максимально способствовать гармоничному развитию малыша.

Возраст: новорождённый

Грубая моторика: когда ребёнок лежит на животике, у него наблюдается так называемое общее флексорное положение с преобладанием тонуса мышц сгибателей. Конечности в таком положении согнуты и максимально приведены к туловищу (поза «эмбриона»). Движения малыша хаотичные и нецеленаправленные, что отражает реализацию безусловных рефлексов.

Тонкая моторика: кисти рук ребёнка часто бывают сжаты в кулачки с сомкнутым первым пальчиком, хватание носит рефлекторный характер.

Перцепция (восприятие, адекватное реагирование): на этом этапе развития младенец получает представление об окружающем мире благодаря кожным покровам. Как показывают наблюдения, реакция на звуковые и световые раздражители недифференцированная. На сильный звук или яркий целенаправленный свет ребёнок реагирует всем телом, выражая реакцию неудовольствия. Однако младенец довольно быстро успокаивается, ощущая тепло и прикосновение маминых рук. С семидневного возраста малыш зажмуривает глазки при ярком свете. При пробуждении стремится повернуть голову к источнику света, вздрагивает и мигает при громком звуке. К 14 дню возникает слуховое сосредоточение.

Читайте также:  Можно ли забеременеть перед месячными за сколько дней до менструации женщина может зачать ребенка, в

Развитие речи начинается с сильного недифференцированного плача.

Социальное поведение. Контакт с близким человеком ребёнок получает при кормлении грудью, ощущая тепло мамы, ее запах и вкус молока.

Действия мамы. В данный этап развития ребёнка очень важен тактильный контакт. Мышечный тонус нормализуется благодаря поглаживаниям. Если у малыша наблюдается фиксация головы в одну сторону, то в период бодрствования необходимо выкладывать его таким образом, чтобы головка была обращена к источнику света, что позволяет тренировать гипотоничную группу мышц. Следует оградить от резких звуков и яркого света, поскольку деткам необходима щадящая адаптация к окружающим условиям. Ласковый голос мамы успокоит ребенка, поэтому в период бодрствования нужно разговаривать с малышом, петь колыбельные песенки. И конечно, мама должна наладить грудное вскармливание, так необходимое для гармоничного развития и формирования доверия к миру. При невозможности грудного вскармливания важно его имитировать, удерживая ребёнка на руках и меняя положение для избегания фиксации головы в одну сторону.

Возраст: 1 месяц

Грубая моторика. Лёжа на животе, ребёнок начинает поднимать голову, а лёжа на спине учится держать её по средней линии. В конце первого месяца жизни младенцу удаётся фиксировать ее в центральном положении более 10 секунд!

Тонкая моторика. В данном возрасте большое значение имеет ярко выраженный хватательный рефлекс, поэтому любое прикосновение к ладошке вызывает её смыкание.

Перцепция (сфера восприятия). Ребёнок фиксирует взгляд, приглядываясь к объектам, которые находятся на расстоянии 20 см перед глазами. В конце первого месяца появляется четкая фиксация: младенец наблюдает за игрушкой, переводит взгляд из центрального положения в сторону на 45 градусов. Появляется способность локализовать звуки в пространстве.

Речевое развитие в возрасте у месячного малыша заключается в сосредоточении на голос взрослого. Плач становится более определенным: резким, когда малыш испытывает неприятные и болезненные ощущения или голод, и приглушенный, когда он устал или утомился. Появляются первые голосовые реакции при разговоре с ребенком.

Социализация поведения проявляется способностью фиксировать взгляд и концентрацией внимания при кормлении грудью. Младенец с радостью смотрит в этом положении на маму. Этот зрительное взаимодействие лежит в основе всего дальнейшего развития ребёнка.

Действия мамы. Перед каждым кормлением для профилактики колик и тренировки мышц шеи и брюшного пресса следует выкладывать малыша на животик. Пришла пора вкладывать самую простую и легкую погремушку поочередно в каждую ручку.

К концу первого месяца малыш будет самостоятельно удерживать её в течение нескольких секунд. Следует стимулировать развитие зрительного и слухового анализаторов ребенка, медленно перемещая погремушки перед глазами ребенка и доводя их до угла глаза.

Возраст: 2 месяца

В двигательной сфере появляется способность в позиции лёжа на животе поднимать голову и держать ее более 10 секунд. Лежа на спине отмечаются произвольные повороты головы, отслеживая игрушки.

Тонкая моторика. Ладошка ребёнка раскрывается, начиная с безымянного пальчика и мизинчика. Ослабевает рефлекс хватания.

В сфере восприятия отмечается появление дифференцированной реакции на внешние раздражители – ориентировочной реакции (замирание, прислушивание, задержка взгляда). Малыш способен длительно сосредотачивать взгляд на предметах.

В речевом развитии появляется способность издавать звуки, напоминающие «а», «э». Младенец контактирует с близкими людьми и ждет ответные сигналы. Ребенок радостно внимает голосу взрослого, обращенного к нему.

Социальное поведение. Появляется первая улыбка при общении с родными. Удовольствие и восторг ребёнок испытывает всякий раз при рассматривании человеческого лица.

В мыслительной сфере малыш формирует примитивные ассоциации (при плаче мама возьмёт на руки или накормит). Начинает ждать кормления по определенным временным интервалам.

Действия мамы. Необходимо продолжать стимулировать развитие зрительного и слухового анализаторов, перемещая погремушки перед глазками малыша в положении лежа на спине и на животе. Игрушки должны быть разнообразными по конфигурации, цвету, воспроизводимому звуку, более тяжелыми. Главное, чтобы их было удобно держать и хватать маленькой ручкой.

Следует способствовать фиксации взгляда на расположенной по центральной линии игрушке (не ближе 20 см), притягивать внимание к лицу родителей позитивной мимикой, нежной интонацией, улыбкой. Нужно поглаживать и массировать каждый пальчик на ладошках и стопах, поощрять стремление двигать ручками по срединной линии. Необходимо создавать ситуации, когда ребёнок наталкивается ручками на низко подвешенные игрушки и касается их. Приходит время повесить погремушку-растяжку на кроватку и коляску, музыкальный мобиль, чтобы малыш интересно и увлекательно бодрствовал.

Возраст: 3 месяца

Грубая моторика. В положении лежа на животе ребенок вытягивает руки вперёд, приподнимаясь на предплечья, разгибая ножки в тазобедренных суставах. Положение на спине становится довольно уверенным, что способствует сведению ручек. На этом этапе малыш пытается отрывать ноги от опоры («дрыгает» и поднимает вверх ножки). Подтягивая за ручки, ребёнок ненадолго приподнимает и удерживает головку, симметрично сгибая и приводя ножки к животу («присаживается»).

Читайте также:  Что делать при внезапном сильном сердцебиении Здоровая жизнь Здоровье Аргументы и Факты

Тонкая моторика. Кисть часто раскрыта, хотя большой палец пока приведён к ладони. Малыш хватает игрушки и удерживает их в руке.

Перцепция. Младенец наблюдает за игрушкой от угла до угла глаза с произвольными движениями головы или без, рассматривает руки и пальцы. Движение рук к погремушкам происходит под зрительным контролем. Охотно «разговаривают», издавая гласные звуки при звуковой стимуляции.

Речевое развитие. Малыш останавливает взгляд, эмоционально реагирует на обращение взрослого. Появляется интонация и нечёткие голосовые и звуковые цепочки, гуление.

Социальное развитие. Ребёнок улыбается маме и папе, различает родных и чужих. Эмоциональное общение со взрослыми приводит к появлению «комплекса оживления», смеётся.

На этом этапе отмечаются первые навыки самообслуживания, а именно придерживание груди своей ручкой при сосании. Выталкивает язычком грудь после насыщения.

Действия мамы. В этом возрасте нужно увлекать ребёнка, ласково беседовать с ним. Позитивно подкреплять первые звуки малыша. Привлекать внимание ребёнка и добиваться полного поворота головки в стороны. Приходит время приобрести развивающий коврик, на котором интересно проводить время, лёжа как на животе, так и на спине.

Следует стимулировать движения ручками вперёд в положении лежа на животе, раскладывая перед малышом погремушки, различные по своей текстуре, твёрдые и мягкие, резиновые и пластмассовые, шуршащие и пищащие. Необходимо стимулировать захват и удержание игрушки двумя руками.

Балабаева Юлия Владимировна,
Педиатр

Тонус или врожденная мышечная кривошея (ВМК)?

Продолжаем цикл публикаций о врождённых патологиях у новорождённых. В данной статье мы расскажем как отличить мышечный тонус от кривошеи.

Врождённая мышечная кривошея (ВМК) одно из самых распространенных заболеваний новорождённых и занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной косолапости. Данный диагноз часто ставится специалистами, но иногда он не подтверждается. Возможно, у малыша мышечный тонус. Постараемся разобраться, чем отличаются эти диагнозы и что делать родителям в каждом случае.

Основной причиной ВМК принято считать врожденное недоразвитие грудино-ключично-сосцевидных мышцы, травму её во время родов, а также родовую травму шейного отдела позвоночника. Грудино-ключично-сосцевидная мышца парная, расположена на боковой поверхности шеи. При сокращении правой мышцы голова наклоняется вправо, а лицо поворачивается влево; при сокращении левой – наоборот. Если одновременно сокращаются обе мышцы, то голова запрокидывается назад и несколько выдвигается.

Таким образом, при ВМК голова наклонена в сторону пораженной мышцы и повернута в противоположную сторону с одновременным отклонением назад. Надплечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне поражения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (II—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, отставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза.

Если вы не обнаружили вышеперечисленных признаков ВМК, но малыш любит держать голову в одну сторону, спать на одном боку то, скорее всего, присутствует мышечный тонус. Понаблюдайте за вашим малышом, и вы заметите, что движения ребёнка случайные и беспорядочные, он не в состоянии поднять голову и удержать её в вертикальном положении. Руки и ноги согнуты во всех суставах и прижаты к телу, кулачки сжаты. Это объясняется тем, что до 3-месячного возраста тонус мышц- сгибателей рук и ног повышен (так называемый физиологический тонус). Но тонус бывает разным. Различают гипертонус (повышенный тонус мышц) и гипотонус (пониженный тонус).

Мы рассмотрели основные признаки заболеваний. Теперь поговорим об их лечении.
Лечение ВМК начинается рано, с 2-3 недельного возраста, и обязательно включает лечение положением (укладки), массаж и лечебную физкультуру.

При лечении положением ребёнок должен лежать на полужёстком матрасе, лучше без подушки. Вместо подушки под голову кладут сложенную в несколько раз пелёнку. Очень важно, чтобы свет, игрушки, общение с взрослым были со стороны поражённой мышцы.

Можно укладывать ребёнка в корригирующее положение с помощью кольца, обёрнутого в ткань и положенного под затылок, а также неполных мешочков с песком (солью, крупой), которые помещают на постели с обеих сторон головы или со стороны кривошеи (над надплечиями). Процедура проводится 2—3 раза по 1,5—2 ч. в день. Поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

Обязательным условием лечения положением является правильное положение всего туловища: оно должно быть симметричным, прямым по отношению к голове. Для этого можно положить мешочки или «скатки» из одеяла от подмышек до колен ребёнка. Первое время вы должны наблюдать за малышом. Частые срыгивания исключают предлагаемую укладку.

Читайте также:  Алла Вейн Шесть мифов о мигрени, пять из которых — почти правда – Здоровье – Материалы сайта – Сноб

Ребёнка надо чаще укладывать набок. Если ребёнок спит на стороне кривошеи, то под голову кладётся высокая подушка, если он лежит на здоровой стороне, то подушка не используется совсем. Очень важно правильно носить ребёнка на руках:

1. Взяв на руки ребёнка в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находиться на одном уровне. Поверните малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

2. Взяв малыша в вертикальном положении спиной к себе, своей щекой поверните его головку в больную сторону и слегка наклоните её в здоровую.

3. Носите ребёнка на «больном» боку лицом или спиной к себе. В это время поддерживайте его головку, приподнимая её в здоровую сторону.

Мышечная кривошея может развиться (и часто встречается) у детей с нарушением мышечного тонуса (ассиметрией) или при постоянном одностороннем положении в кроватке. Чтобы этого избежать, необходимо часто перекладывать малыша, подходить к нему с разных сторон.

С самого начала лечения ВМК массаж занимает ведущее место, проводится на фоне общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребёнка. Массаж назначает врач, и проводить его должен квалифицированный специалист. После первого курса массажа, проведённого опытным специалистом, повторные курсы могут проводить родители, внимательно наблюдающие и обученные массажистом.

Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводятся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями занимаются родители). До года ребенок должён получить 3—4 курса комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возраста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны заниматься с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин.

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С. Специальные упражнения в воде:

1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка, лежащего на спине, подушечками больших пальцев выполняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы (шея ребенка в воде).

2. Плавное перемещение ребенка в том же положении за голову то в правую, то в левую сторону.

3. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову так, чтобы пораженная сторона была на наружной части круга.

4. Ребенок в чепчике лежит на спине, ножки опущены. Методист выполняет движение руками в стороны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи, усиливая тягу со стороны повреждения.

5. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подбородок, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными пружинящими движениями приподнятое надплечье удерживают в воде.
При легких формах ВМК рекомендуется использовать ортопедические аппараты. При невозможности коррекции кривошеи массажем и ЛФК прибегают к операции. Выделяют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиническом этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 месяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функции оперированной мышцы. С этой целью используются различные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

С тонусом мышц поможет справиться массаж. Это самый эффективный способ привести мышцы к нормальному состоянию, т.е. уравновесить тонус мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Однако перед проведением процедур необходима консультация невролога, так как возможны случаи, когда использование только массажа недостаточно.

При массаже следует руководствоваться состоянием тонуса мышц. В частности, мышц разгибателей и сгибателей. На руке сгибатели расположены на её внутренней поверхности, на ноге – на задней поверхности. Массаж сгибателей должен понижать тонус. В этом случае применяются расслабляющие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. Массаж разгибателей направлен на повышение тонуса. Делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приемы.

Комплексы ежедневных занятий с малышом вы можете найти на нашем сайте. Занятия рекомендуют проводить по достижении малышом 2 месяцев, если нет других назначений врача. Перед началом занятий проконсультируйтесь у опытного массажиста о том, как делать массаж правильно. Ведь у занятий на уравновешивании тонуса мышц есть свои особенности. Например, при гипертонусе мышц-сгибателей конечностей можно использовать только те упражнения, которые связаны с разгибанием. На этом принципе основаны все активные (т.е. когда ребёнок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (совершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то до 3 месяцев они не могут иметь место, так как при наличии повышенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с резким сопротивлением ребёнка и опасностью насилия над ним.

Главной целью массажа при показаниях мышечного тонуса является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Количество сеансов и их продолжительность назначаются индивидуально.

Ссылка на основную публикацию
Трахея — Дыхательная система — Организм
Трахея Трахея представляет собой начало нижнего отдела дыхательных путей. Она продолжает гортань и имеет вид полой трубки, имеющей хрящевую стенку,...
Тотема цена, Тотема купить в Москве от 698 руб, инструкция по применению, аналоги, отзывы
Тотема в Оренбурге Тотема Инструкция по применению Цена на Тотема от 504.30 руб. в Оренбурге Купить Тотема в Оренбурге можно...
Тофизопам инструкция, синонимы, аналоги, показания, противопоказания, область применения и дозы
Грандаксин синонимы Анксиолитическое средство (транквилизатор) из группы производных бензодиазепина. Наряду с выраженным анксиолитическим действием другие эффекты, характерные для бензодиазепиновых транквилизаторов...
Требования подготовки к сдаче анализа мочи — 11-я городская поликлиника г
Подготовка к исследованиям мочи Общие правила: ВНИМАНИЕ! Обязательно накануне исследования расходный материала (контейнер с переходником и пробирку) необходимо предварительно получить...
Adblock detector